Получи документы

Применение схем и моделей в образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Вера Якимычева
Применение схем и моделей в образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

слайд 2

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение развитию речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь – это залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Публикация «Применение схем и моделей в образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

слайд 3

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора, телефона или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы, мало разговаривает с ними на различные темы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

слайд 4

В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс развития речи. Один из таких факторов, по мнению отечественных учёных - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Схемы и методы помогают детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; обогащают словарный запас детей, развивают связную речь; учат последовательности, логичности, полноте и связности изложения; развивают мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; снимают речевой негативизм, воспитывают у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; развивают мелкую моторику у детей.

слайд 5

Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев эффективность наглядного материала, я в своей работе использую готовые схемы и модели в течении учебного года при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Использование схем и моделей в развитии речи детей в дошкольной педагогике называют по-разному. Так:

Воробьёва В. М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. - блоками –квадратами,

Большева Т. В.-коллажем,

Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

слайд 6

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей.

Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

МНЕМОТЕХНИКА– система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

При работе с мнемотаблицами нужно придерживаться следующей последовательности:

1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2) Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3) После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.

слайд 7

Так при составлении описательного рассказа. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Для этого использую схемы для составления описательного рассказа.

слайд 8

Но после того как дети научились выделять признаки предмета, они могут сами составить схему-таблицу описательного рассказа о предмете.

слайд 9

При заучивании стихотворений также можно использовать схемы. Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

слайд 10

По началу взрослый рисует или берет готовую схему-таблицу к стихотворениям, потом дети сами делают схему к стихотворению.

слайд 11, 12

Так же как и при заучивании стихотворений, можно использовать схемы и при заучивании чистоговорок, потешек, загадок.

слайд 13

Пересказ. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

слайд 14

Вывод. В результате использования схем, моделей и мнемотаблиц:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

слайд 15

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Витаминка — друг здоровячков». Конспект образовательной деятельности по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления.

Конспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Веселые снеговички». Цель: Научить.

Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Играем с круглой компанией» Задачи: Образовательные: -формировать познавательные действия (сравнение, обобщения, классификация, анализ и синтез). -закреплять умения.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание» Цель: Расширять представления детей о продуктах питания и их значении для человека выделять правила здорового питания, развивать умение.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Чаплыгин. Конспект образовательной деятельности.

Квест — игра по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗКвест — игра по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Добрый вечер, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию квест-игру для воспитанников подготовительной к школе группы. Главными задачами.

НОД по развитию речи «В лес осенний мы идем» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение схем и моделей в образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 23:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение схем и моделей в образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Якимычева (УИ 398763) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД