Вера Якимычева
Применение схем и моделей в образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
слайд 2
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение развитию речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь – это залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
Публикация «Применение схем и моделей в образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
слайд 3
Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора, телефона или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы, мало разговаривает с ними на различные темы.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
слайд 4
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс развития речи. Один из таких факторов, по мнению отечественных учёных - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Схемы и методы помогают детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; обогащают словарный запас детей, развивают связную речь; учат последовательности, логичности, полноте и связности изложения; развивают мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; снимают речевой негативизм, воспитывают у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; развивают мелкую моторику у детей.
слайд 5
Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев эффективность наглядного материала, я в своей работе использую готовые схемы и модели в течении учебного года при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Использование схем и моделей в развитии речи детей в дошкольной педагогике называют по-разному. Так:
Воробьёва В. М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. - блоками –квадратами,
Большева Т. В.-коллажем,
Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.
слайд 6
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей.
Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
МНЕМОТЕХНИКА– система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
При работе с мнемотаблицами нужно придерживаться следующей последовательности:
1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2) Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3) После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
слайд 7
Так при составлении описательного рассказа. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Для этого использую схемы для составления описательного рассказа.
слайд 8
Но после того как дети научились выделять признаки предмета, они могут сами составить схему-таблицу описательного рассказа о предмете.
слайд 9
При заучивании стихотворений также можно использовать схемы. Этапы работы над стихотворением:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
слайд 10
По началу взрослый рисует или берет готовую схему-таблицу к стихотворениям, потом дети сами делают схему к стихотворению.
слайд 11, 12
Так же как и при заучивании стихотворений, можно использовать схемы и при заучивании чистоговорок, потешек, загадок.
слайд 13
Пересказ. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
слайд 14
Вывод. В результате использования схем, моделей и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
слайд 15
Спасибо за внимание!