Получи документы

Приобщение старших дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности

Лобанова Марина
Приобщение старших дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности

Консультация для воспитателей

Подготовила воспитатель: Осипова Л. Н.

Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

Для того, чтобы дети впитывали лучше новые знания, необходимо, чтобы взрослые развивали воспитательную ценность и нравственные чувства.

Публикация «Приобщение старших дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности» размещена в разделах

Важно сохранять и прививать частицы народной мудрости, народных традиций и обычаев. Передавать эти ценные знания детям.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, я замечаю, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Для решения поставленной задачи я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрали традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?» В группе имеется настольный, теневой театр, который используется для ознакомления с мордовскими народными сказками.

В группе был создан национальный уголок. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия. Дошкольники совместно с воспитателем создали национальный костюм для куклы, которая была помещена в уголок.

Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеется альбом «Мордовский народный костюм». Подобрана литература и иллюстрации о столице республике.

Использование наглядного материала о жизни и труде мордвы помогает нам развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

На основе анализа индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: у большинства детей не сформированы знания о мордовском крае, о коренных жителях Мордовии, их традициях, обычаях. Поэтому я поставила перед собой цели:

- приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

- формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;

- воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Мордовии, любовь к родному краю.

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Знакомство детей с народной культурой мы начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия» ,«Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии».

Беседуя с детьми о жителях Мордовии, вношу конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии народов Мордовии. Предлагаю отобрать только те фотографии, на которых изображены мордва.

Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это жители Мордовии, «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятия жителей Мордовии и т. д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о мордве.

В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввела новые беседы: «Одежда народов Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство».

На всех возрастных этапах, я в своей работе используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

На занятиях по обучению рассказыванию вношу устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.

Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий я использую дидактические игры. Дидактические игры представляют собой большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В старшей группе предлагаю детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек».

Так же использую дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем, из чего сшита одежда», «Чудо - вещи вокруг нас».

Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?»

Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Использование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельностиИспользование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельности Я познакомилась с новым для меня видом конструирования в 2015 году, когда проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности»Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.

Консультация для воспитателей «Экспериментирование в различных видах детской деятельности»Консультация для воспитателей «Экспериментирование в различных видах детской деятельности» Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развитие у.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение старших дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности
Опубликовано: 13 января 2024 в 13:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД