Природа как средство развития речи дошкольников. Развитие речи на прогулке

Наталья Алексеевна Макеева
Природа как средство развития речи дошкольников. Развитие речи на прогулке

«Природа как средство развития речи дошкольников. Развитие речи на прогулке".

Лучший путь для развития речи – впечатления, которые получают дети от общения с живыми существами в природе.

В. А. Сухомлинский отмечал, что, прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, дети должны прочитать страницы лучшей в мире книги – книги природы. По его мнению, самое важное, чтобы в процессе общения с природой ребенок накопил чувственные впечатления, поскольку, как известно, дошкольник мыслит образами, а это значит, что, слушая рассказ воспитателя о путешествии капли воды, он рисует в своем воображении свою картину путешествия.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Очень важно общаться с детьми как можно чаще.

Природа – это неиссякаемый источник знаний. Основным методом познания природы и развития на этой основе языка является наблюдение, которое способствует развитию у детей любознательности и интереса к тому, что нас окружает, совершенствованию органов чувств. В процессе наблюдения у дошкольников появляются много вопросов, которые мы, взрослые не должны игнорировать, а давать доступные пониманию детей ответы. (Например: «Как осушить лужу?», «О чем говорят деревья»«Почему идет дождь?»). Интересы детей не должны оставаться незамеченными.

Пребывание в природе способствует не только развитию речи, но и нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию дошкольников, формированию таких качеств как доброта, отзывчивость, мягкость и учтивость. Поэтому необходимо максимально использовать средства природы в процессе речевого развития детей дошкольного возраста.

Работа по развитию речи - это непрерывный процесс. Мы, воспитатели, должны приобщить детей к природе, обогащать речь ребёнка и на этой основе помочь глубже понять образ природы.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательное время, и способ развития речи вашего малыша.

Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления, ребенок накапливает,если активно двигается: бегает по дорожкам, лазает по лесенке, рассматривает лужу, камни, листья, песок. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития.

Крепкий и подвижный малыш увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие.

Как это делается?

Очень просто -

старайтесь обо всем рассказывать детям на прогулке. (видео о листьях или о деревьях-можно без звука как фон).Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к детям, была понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь "рассказать лишнего" (говорить о том, чего дети еще не понимают) - пусть они учится слушать, впитывают интонацию речи, обогащают речевую память.

В песочнице можно поговорить о свойствах песка, найти в нем камушки и обсудить, как мы можем их обыграть.

Использование разнообразных по звучанию слов стимулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление слов с различными оценочными суффиксами (например, камушки и каменище) расширяет возможности эмоционального развития дошкольника, знакомит его с разнообразием предметов и их названий.

Однако важно и не переборщить - предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно.

Во время прогулки, необходимо разглядывать вместе с ребятами деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, тополя, неторопливо расскажите ему о том, чем они отличаются, а что их объединяет. Дайте возможность самим сделать вывод, высказаться.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, где происходит овладение детьми языком, способствуют развитию речевого диалога, более глубокому пониманию смысла увиденного и активизируют речь дошкольников.

Главное - сделать так, чтобы детям на прогулке не было скучно.

Публикации по теме:

«Что перепутал художник?» Дидактическая игра как средство развития речи«Что перепутал художник?» Дидактическая игра как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Природа как средство развития речи дошкольников. Развитие речи на прогулке
Опубликовано: 28 октября 2021 в 15:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 ноября. День зимней безопасности на МААМ

Зима у нас в России долгая. В иных областях холода стоят по полгода. Море приятных эмоций можно получить, играя в снежки, катаясь с горок или по льду на коньках. Но в любом, даже самом весёлом занятии,...

28 ноября. День матери

Мама — главное слово в жизни каждого человека, сила любви между ребенком и матерью нерушима. Сегодня мы поздравляем наших дорогих мам — в эту осеннюю хмурую пору празднуется один из самых радостных...


Горячие темочки