Лучший педагог года

Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников

Анжела Безрукова
Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников

Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников

Слайд 2

• Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.

В основном отмечаются такие нарушения:

Публикация «Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников» размещена в разделах

- нарушения произношения большого количества звуков (не только сложных, но и звуков раннего онтогенеза, таких как [б, п, н, в, д, т]);

- несформированность фонематического слуха, оказывающая отрицательное влияние на формирование фонематического восприятия, необходимого для полноценного усвоения письменной речи.

Одна из причин таких отклонений – недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению, не воспитывается слуховое внимание).

Слайд 3

Сегодня мы рассмотрим одну из проблем речевого развития детей, а именно, проблему формирования фонематических процессов у дошкольников, как важной составляющей звуковой культуры речи.

Мы говорим о ней, именно потому, что ее решение необходимо начинать в речевой работе с детьми младшего дошкольного возраста, так как в норме к 4 годам ребенок должен различать все звуки родного языка. У него должны правильно сформироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, т. е у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

В настоящее время сложилась такая ситуация, что работа по формированию у детей фонематических процессов и работа над звуками в основном проводится воспитателями в группах старшего дошкольного возраста и специалистами, ведущими коррекционно-развивающую деятельность. А должны начинать ее воспитатели групп младшего дошкольного возраста, т. к. длительное неправильное произношение звуков ребенком приводит к тому, что двигательные артикуляционные навыки закрепляются, а слуховое восприятие звуков искажается. Ребёнок произносит звук неправильно, но этого не осознаёт. Звук-заменитель занимает прочное место в разговорной речи. Слух больше не помогает ребёнку сформировать нормальное произношение. На фоне этого появляются стойкие дефекты речи.

Слайд 4

Уточним, что же в себя включают фонематические процессы. Эти понятия педагоги должны знать и различать.

Фонематические процессы включают в себя :

- фонематический слух

- фонематическое восприятие

- фонематические представления

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

• Способность слышать есть данный звук в слове, или нет.

• Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

• Способность различать слова, близкие по звучанию, но разные по значению.

Несформированность фонематического слуха делает невозможным правильное произношение звуков детьми, не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

«Фонематическое восприятие» - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Сюда входит:

• Умение определять линейную последовательность звуков в слове.

• Умение определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец).

• Осознание или подсчет количества звуков в слове.

«Фонематические представления» - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе восприятия этих слов ранее.

Слайд 5

Для того, чтобы проводить работу по формированию фонематического слуха, необходимо точно знать возрастные нормы развития фонематических процессов и усвоения звуковой стороны языка (на слайде).

К трем годам жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук.

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.

Слайд 6

Как же развивать фонематический слух? Работа осуществляется постепенно и последовательно. Здесь можно выделить несколько этапов.

1) Первый уровень – узнавание неречевых звуков.

На этом этапе воспитатель организует с детьми такие игры, как

«Угадай, что звучало», «Шумящие мешочки», «Жмурки» или «В какой стороне прозвучало» (где ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка). Игра «Похлопаем» (ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков, например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка).

2) Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

• Детей учат различению одинаковых слов, звуков и звукокомплексов ориентируясь на различную высоту силу и тембр голоса. Содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

• Различить на слух варианты слов произнесенные различной силой голоса (громко, тихо).

• Различить на слух варианты слов произнесенных различным тембром голоса (мальчик, тетенька, дяденька, Серый волк, зайчик и т. д.)

• Различить на слух различные звукокомплексы произнесенные различной силой или тембром голоса (уа-уа-уа- как кричит голодный ребенок, довольный ребенок, и т. д.)

• Различать по слуху голоса товарищей по силе, высоте, тембру и т. д.

На этом этапе воспитатель организует с детьми такие игры, как

Игра «Узнай свой голос», Игра «Громко-тихо», «Далеко-близко», «Кто позвал?», «Три медведя».

3) Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4) Четвертый уровень – различение слогов.

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5) Пятый уровень – различение звуков.

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6) Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак).

Слайд 7

Первые три этапа являются основополагающими и должны реализовываться в работе с младшими дошкольниками.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Рекомендуем соблюдать следующую последовательность при проведении этой работы:

• Звуки, которые издают животные и птицы (звукоподражания).

• Звуки, которые издают различные звучащие игрушки (погремушки, трещотки, свистульки, пищалки)

• Звуки, которые издают предметы и материалы (стук молотка, скрип двери, шорох, шуршание)

• Звуки природы (шум ветра, дождя, шелест листьев, журчание воды…

• Транспортные шумы (стук колес, скрип тормозов, автотранспортные сигналы)

• Звуки детских музыкальных инструментов (барабан, дудки, ксилофоны, гармошка, колокольчики, пианино)

Слайд 8

Такие игры и упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы; способствуют умению слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова.

Слайд 9

Следовательно, все необходимые предметы, картотеки, игрушки, аудио, видеозаписи должны быть представлены в речевом уголке группы для организации и проведения игр с детьми. Особенно это важно для групп младшего возраста

Слайд 10

Формирование фонематических процессов и работа над звукопроизношением осуществляется на специальных занятиях – речевых, музыкальных, во время гимнастики, прогулки и т. д.

Слайд 11

Таким образом, при своевременно сформированных фонематических процессах, ребенок, по мере развития артикуляционной моторики, постепенно сам овладевает правильным звукопроизношением, воспринимая акустические и артикуляционные признаки звуков.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь ему в своевременном овладении всеми сторонами звучащей речи!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» Цель проекта: Формирование.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 22:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД