Оксана Захаренко
Проект «Книжкина неделя» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево Яковлевского городского округа»
ПРОЕКТ
«Книжкина неделя»
во второй младшей группе
Выполнила: воспитатель
Захаренко О. А.
с. Гостищево
2021 г.
Проект
«КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ»
Паспорт проекта
Публикация «Проект „Книжкина неделя“ (младшая группа)» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги, чтение. Проекты
- Младшая группа
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Адресация проекта : проект предназначен для детей второй младшей группы
Руководитель проекта : воспитатель Захаренко О. А.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Возрастная группа : 3-4 года
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Уровень контактов: в пределах ДОУ
Итоговое мероприятие: изготовление книжек-малышек.
Актуальность. Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
В настоящее время современные информационные технологии, особым способом воздействуя на людей, ослабили интерес к книге и желание работать с ней. Ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей, а также расширит представления детей о произведениях детских писателей, развить связную речь, творческие способности детей. Необходимо опираться на самостоятельность, инициативу, активность и творчество самих ребят. Очень важно показать, что книга - верный друг.
Цель проекта формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта :
1. Развивать у детей устойчивый интерес к книге как к источнику знаний.
2. Расширять представления детей о многообразии форм книг, о том, как создаются книги.
3. Формировать у детей познавательные умения:
умение наблюдать, сравнивать;
творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию;
самовыражаться в разных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное отношение, любовь к книге.
5. Способствовать всестороннему развитию речи детей.
6. Формировать у родителей понятия важности их участия в формировании книжной культуры детей.
7. Создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.
Планируемые результаты проведения «Книжкиной недели» :
- повышение интереса детей к художественной литературе;
- возрождение домашнего чтения;
- повышение культуры речи педагогов, родителей и детей
После завершения проекта педагоги смогут :
• повысить свое педагогическое мастерство, самообразование;
• обогатить развивающую среду дидактическими играми, наглядными пособиями по теме;
• расширить круг взаимодействия с родителями;
• испытать педагогическую радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.
После завершения проекта дети смогут :
• понимать важность книги в жизни человека;
• бережно относиться к книге – источнику знаний;
• получить положительно эмоциональный отклик от общения с книгой.
После завершения проекта родители смогут :
• стать активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.
Формы реализации проекта :
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, оформление фотоальбомов.
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, игровая деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда для реализации проекта :
– Дидактические игры по теме: разрезные картинки, пазлы, лото.
– Детская художественная литература для чтения: сказки, энциклопедии и пр.
– Картины и иллюстрации к произведениям.
– Портреты детских писателей.
– Видеозаписи и аудиозаписи.
– Наборы разных видов театра (настольный, кукольный, на фланелеграфе).
– Макси сказочных героев, атрибуты для драматизации.
– Материалы для продуктивной деятельности.
Этапы проекта :
I Этап – подготовительный:
1. Определение цели и задач проекта.
2. Сбор информационного материала:
• изучение методических пособий и литературы по теме;
• подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки);
• изготовление дидактических игр по теме, наглядных пособий
3. Анкетирование родителей на тему: «Читаем вместе».
4. Привлечение родителей к участию в тематических выставках.
5. Составление перспективного плана мероприятий.
II Этап – основной (познавательно – развивающий) :
1. Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта :
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• рассматривание картин, иллюстраций к сказкам;
• игры-драматизации;
• дидактические игры по сказкам;
• художественно-эстетическая деятельность (аппликация, рисование);
• тематические выставки
2. Итоговое мероприятие - совместный изготовление книжек-малышек.
III Этап – заключительный:
1. Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
2. Фотоотчет.
3. Выставка детского творчества по теме проекта.
План реализации проекта.
I. Подготовительный этап (с 15 по 17 марта) :
1. Подбор художественной литературы: сказки, стихи, загадки, рассказы).
2. Создание дидактических игр: «Угадай героя сказки», «Определи последовательность (по сказкам)», лото, разрезные картинки, пазлы.
3. Подготовка консультаций для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки, «Сказкотерапия», «Что читать детям 3-4 лет»;
4. Анкетирование родителей «Читаем вместе»;
5. Составление конспектов тематических занятий, разработка сценария досуга с родителями «В гостях у сказки».
6. Изготовление газеты «Книжкина неделя».
II. Основной этап (с 18 по 23 марта) :
1. Тематические выставки: «Моя любимая книжка», «Книжки-малышки», «Книга – мой лучший друг»;
2. Чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы, загадки);
3. Рассматривание иллюстраций к детским художественным произведениям;
4. Проведение дидактических игр: дидактические игры «Угадай сказку», «Узнай героя», «Составь сказку» (по картинкам, «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам и т. д.
5. Беседы о правилах обращения с книгой, «Какие бывают книги», «Кто пишет книги», «Из чего сделаны книги», беседа о произведениях К. Чуковского и А. Барто,
6. Совместное творчество детей и родителей - книжки-самоделки;
7. Театрализованная деятельность;
8. Художественно-эстетическая деятельность: изготовление закладок для книг (аппликация, рисование любимых героев (в раскрасках).
9. Трудовая деятельность: организация «Книжкиной больницы» (ревизия и ремонт книг)
10. Конкурс чтецов по стихам А. Барто (доставить детям радость от конкурса, вспомнить стихотворения детских поэтов, развивать интерес к художественной литературе, развивать умение слушать своего товарища);
11. Взаимодействие с родителями: консультации для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки, «Сказкотерапия», «Что читать детям 3-4 лет»; досуг-развлечение для детей и родителей «В гостях у сказки».
III. Заключительный этап (с 23 по 26 марта) :
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Выставка результатов творчества детей.
3. Демонстрация результатов работы по проекту : фотоотчет
Роль родителей в реализации проекта :
1. Участие в выставке совместного творчества родителей и детей «Книжки-малышки».
2. Досуг с родителями «В гостях у сказки».
3. Индивидуальные беседы «Какие книжки читают дома», консультации.
Приложение к проекту «Книжкина неделя»
План проведения недели книги
Понедельник (15 марта 2021)
Открытие недели книги «Королева книжек – малышек»
Цели дня:
• Воспитывать доброжелательное отношение к книгам
• Расширять представления о книжках –малышках
• Развивать интерес к литературным произведениям и желание слушать и рассматривать книги
Мероприятия:
1. Беседа «Какие бывают книги». Дать детям понятие, что книга - друг детей.
2. Организация выставки «Книга – мой лучший друг»
3. Занятие по познавательному развитию «Смешной рисунок» (Дать представление из чего сделана книга, познакомить со свойствами бумаги)
4. Чтение стихов, загадок про книги, героев сказок.
5. Сюжетно-ролевая игра «Кто в теремочке живет?».
Вторник (16 марта 2021)
По страницам любимых книг
Цели дня:
• Создать условия для рассматривания иллюстраций по желанию детей книг, принесенных из дома
• Побуждать детей к рассказу по иллюстрациям о героях
Мероприятия:
1. Беседа о правилах обращения с книгой
2. Аппликация «Закладки для книг»
3. Игра – драматизация по сказке «Репка»
4. Организация выставки книг, принесённых из дома «Моя любимая книга»
5. Конкурс чтецов по стихам А. Барто.
Среда (17 марта 2021)
«В гостях у сказки»
Цели дня:
• Сформировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать иллюстрации, обыгрывать
• Закрепить знание содержания знакомых сказок
• Сформировать желание быть похожим на положительных героев
Мероприятия:
1. Беседа по сказкам
2. Рассматривание детьми иллюстраций к сказкам
3. Занятие по ФЭМП «В гости к сказкам»
4. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (на основе сюжета сказки «Волк и семеро козлят» - развитие ролевого диалога и игровых умений
5. Викторина «Сказка, я тебя знаю»
Четверг (18 марта 2021)
Чудеса в книжном царстве
Цели дня:
• Сформировать интерес к художественной литературе
• Научить высказывать суждения по отношению к поступкам героев произведений К. И. Чуковского
• Знакомство с писателем К. И. Чуковский.
Мероприятия:
1. Беседа с детьми «Кто пишет книги», знакомство с писателем К. Чуковским.
2. Рисование «Дорисуй героя» - развитие воображения, памяти, мелкой моторики
3. Физкультурное занятие «В гостях у Бармалея»
4. Чтение отрывков произведений К. И. Чуковского
5. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».
Пятница (19 марта 2021)
Книжкина больница
Цели дня:
• Воспитывать бережное отношение к книгам
• Научить детей оказывать помощь в ремонте книг
• Создать положительный эмоциональный настрой
Мероприятия:
1. Веселая зарядка с клоуном Плюхом
2. Беседа «Из чего сделаны книги»
3. Выставка книг, сделанных своими руками «Книжки-малышки»
4. Труд в книжном уголке «Книжкина больница» : учить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книге
5. Итоговое мероприятие: досуг с родителями «В гостях у сказки»
На протяжении недели проводятся дидактические игры: «Угадай по картинкам про что это стихотворение?», «Отгадай загадки», «В гостях у сказки», «Из какой мы сказки?», «Составь сказку» (по картинкам, «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам.
ОТЧЕТ
о проведении «Книжкиной недели»
во второй младшей группе
С 15 по 26 марта 2021 года во второй младшей группе МБДОУ Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево проводилась «Книжкина неделя». В проведении недели книги приняли участие 18 воспитанников и их родители. Работа проводилась согласно плану проведения «Книжкиной недели».
На подготовительном этапе проекта провелось анкетирование родителей на тему «Читаем вместе», по результатам которого (см. прил. к отчету 1) было выявлено следующее:
1. В каждой семье есть книги, хранящиеся в книжном шкафу или на книжных полках (92,6%, и почти в каждой семье (92,4%) есть специально отведенная для ребенка книжная полка с детскими книгами. Однако каждый день (вечер) ребенку читают только в 3 семьях (23,1%, во всех остальных семьях читают только, когда просит ребенок (77%, и только то что просит ребенок (85%, а в 2 семьях для чтения ребенку берут случайно попавшуюся на глаза книгу (15,3%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что сами родители не инициируют процесс чтения детям в семье, не прививают любовь к чтению, интерес к книгам, читают мало и только когда сам ребенок захочет и только то, что он хочет (знает). Причем большинство родителей считают, что их ребенок должен научиться читать уже к 5-6 годам (61,6%, а в 4 семьях считают, что дети должны читать в возрасте младше 5 лет (30,8%, но при этом сами не способствуют формированию у детей устойчивого интереса к книге, чтению.
2. Родители знают любимые книги своего ребенка в 12 семьях из 13 (92,4%, беседуют с детьми о прочитанном (77%, большинство детей задают вопросы, проявляют интерес к прочитанному (85%, но при этом рассказать любимое произведение (или отрывок из него) могут только 8 детей (61,6%, остальные – либо не могут, либо родители не знают: могут или нет. Это также подтверждает, что детям дома читают недостаточно.
Таким образом, актуальность и необходимость реализации проекта по формированию интереса у детей к книге через творческую и познавательную деятельность, а также привлечение родителей к формированию книжной культуры детей в нашей группе очевидна.
Открытие недели книги состоялось в понедельник – 15 марта 2021 года.
Родителей и детей ожидала ярко оформленная приемная: на стенах развешаны персонажи из разных сказок, разработаны памятки для родителей «Что читать детям 3-4 лет», на информационном стенде была размещена информация о начале «Книжкиной недели» (представлен план работы на неделю, иллюстрации к сказкам, загадки о сказочных героях, пословицы о книге) и выставка на тему: «Книга – мой лучший друг».
Во второй половине первого дня «Книжкиной недели» ребята сделали свою первую книжку-малышку «Колобок», сложив листы в виде книги и нарисовав красочные иллюстрации к сказке. Они проявили творчество, каждая книга получилась неповторимой.
Родителям было предложено творческое задание для совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению книжек – самоделок собственного сочинения и иллюстрирования.
Во вторник – 16 марта открылась выставка «Моя любимая книга», на которой были представлены книги наших детей, принесенные из дома. Целую неделю выставка пополнялась новыми экземплярами. Предварительно была проведена беседа о правилах обращения с книгой, о том, что нельзя в ней рисовать, нельзя ее рвать, бросать. Ребята аккуратно обращались с книгами в течение дня, вечером они забирали их домой, чтобы еще раз родители прочитали любимую книгу на ночь, а рано утром возвращали их на место. В течение всей недели мы, воспитатели, брали эти книги и читали ребятам, каждый хотел, чтобы именно его любимую книгу услышали все.
В первой половине дня была проведена НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Закладка для книги», где была применена игровая ситуация- нашей няне нужно помочь разыскать любимую сказку в книге для чтения детям. Ребята активно, с большим интересом принялись помогать ей - изготавливать закладку для книги.
Во второй половине дня проводился конкурс чтецов по произведениям А. Барто. Дети с большим удовольствием читали любимые стихи перед своими сверстниками, а те им бурно аплодировали. Затем несколько ребят проиграли и показали другим ребятам сказку «Репка» с помощью настольного театра.
В среду – 17 марта весь день говорили о сказках: вспоминали любимые сказки, сказочных героев.
В первой половине дня все вместе спасали Иванушку из сказки «Гуси-лебеди», выполняя математические задания (повторение геометрических фигур, понятий «столько, сколько», «поровну», «широкий», «узкий») во время НОД по ФЭМП.
Во второй половине дня провели викторину «Сказка, я тебя знаю». Ребята с большим интересом и азартом отгадывали загадки, отвечали на вопросы, стараясь быть первыми.
В четверг – 18 марта проведена интересная беседа на тему «Кто пишет книги» и познакомились с детским писателем К. Чуковским, читали его произведения: вспоминали уже знакомые «Доктор Айболит», «Краденое солнце» и познакомились с новыми «Топтыгин и лиса», «Чудо-дерево».
Во второй половине дня ребята с удовольствием рисовали любимых героев, раскрашивали их.
Пятница – 19 марта прошла очень насыщенно и интересно.
С самого утра была организована выставка книг, сделанных своими руками «Книжки-малышки». Ожидания оправдали себя: некоторые родители откликнулись на предложение по изготовлению с детьми рукотворной книжки и очень творчески и старательно подошли к этому заданию. Выставка получилась хоть и не большой, но очень интересной. Уходя домой, родители с детьми с большим интересом рассматривали самодельные книжки, а некоторые из них («Дикие животные», «Овощи», «Загадки о животных») можно будет использовать и в дальнейшем в образовательной деятельности.
В первой половине дня беседовали с детьми на тему «Из чего сделаны книги», а потом была проведена игровая ситуация «Книжка заболела». Ребята узнали, как можно отремонтировать книгу и попробовали совместно с воспитателем «вылечить» книгу с помощью скотча, клея, ножниц и бумаги в «Книжкиной больнице».
И в заключении недели, во второй половине дня было проведено итоговое мероприятие – досуг-развлечение совместно с родителями «В гостях у сказки», на котором вспоминали знакомые сказки, сказочных героев, дети с удовольствием показали сказку «Репка», демонстрируя артистичность и смелость. Родители в свою очередь были не просто зрителями, а активными участниками досуга – отгадывали загадки, стали героями сказки про курочку Рябу, где им пришлось не только говорить слова по сказке, а еще петь и танцевать. В конце досуга дети с родителями вышли на веселый заключительный танец. Расходились все счастливые и довольные, делясь пережитыми положительными эмоциями и впечатлениями.
Всю неделю ребята играли в дидактические игры: «Угадай по картинкам про что это стихотворение?», «Отгадай загадки», «В гостях у сказки», «Из какой мы сказки?», «Составь сказку» (по картинкам, «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам.
С родителями проводились беседы и консультации на тему: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки, «Сказкотерапия», раздавались памятки «Что читать детям 3-4 лет».
Неделя была интересной, творческой. Это проявилось во всех проводимых мероприятиях.
Таким образом, хорошо организованная и интересно проведённая «Книжкина неделя» помогла добиться следующих результатов:
- обогатить знания детей, проявить большой интерес у них к книге, возродить домашнее чтение, способствовала развитию индивидуальных качеств детей;
- стать родителям активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;
- повышению педагогического мастерства педагога, расширению круга взаимодействия с родителями.
Кроме того, обогатилась развивающая среда группы дидактическими играми, наглядными пособиями по теме.
Все участники проекта (воспитатель, дети и родители) получили радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.