Получи документы

Проекты вместо программ: значимость как ключевой момент разнообразных форм обучения

Людмила Пестова
Проекты вместо программ: значимость как ключевой момент разнообразных форм обучения

На основании анализа многочисленных концепций можно заметить явную тенденцию называть проектом различную образовательную деятельность или даже программы. Но не все образовательные процессы, организованные в дошкольных организациях, являются проектами! Давайте разберёмся что такое «проект» и «проектная деятельность».

Публикация «Проекты вместо программ: значимость как ключевой момент разнообразных форм обучения» размещена в разделах

Проект в образовательных организациях – это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях. В центре этой деятельности находится работа над межпредметной, интересной для детей темой и её включенность в образовательный контекст.

Проектная деятельность объединяет инновационные педагогические идеи и теорию, строящуюся на исследованиях, и ставит во главу угла профессионализм педагогов. Это не метод, а дидактический подход, который характеризуется разнообразием методов, дополнительных признаков и принципов. Проектная деятельность развивает и расширяет базовые компетентности детей.

Для детей проектное обучение является самостоятельным, совместным, исследовательским, эвристическим, комплексным, сетевым и практическим обучением одновременно.

Коротко обозначу признаки и принципы проектной деятельности :

• Повседневная жизнь

• Выбор тематики

• Ориентация на ребёнка

• Добровольное участие

• Долгосрочность

• Открытость

«Спираль проекта» : планирование, деятельность, контроль

• Ориентация на диалог

• Участие каждого

• Сотрудничество

• Ориентация на ситуацию, окружающий мир и коллектив

• Ориентация на процесс (самое важное – это процесс, а не результат или продукт)

• Комплексное образование

Обучение с удовольствием

• Уникальность

• Изменение.

«Проекты вместо программ», «Естественные науки – это больше, чем эксперименты, лучше включать эксперименты в проекты и тем самым в образовательный контекст» - так звучат ключевые высказывания педагогов детских садов. Образовательная практика, оптимально поддерживающая образовательно-развивающий потенциал детей, большее значение придаёт совместным образовательным процессам, ориентированным на жизненные ситуации, и меньшее значение – готовым программам, вне зависимости от их эффективности. Необходимо учитывать то, как происходит процесс обучения у маленьких детей, и обращать внимание на комплексное системное обучение. Отправной точкой последнего являются актуальные ситуации и темы, которые интересны детям. Принимая это во внимание, необходимо организовывать образовательные процессы таким образом, чтобы развить у детей как можно больше компетентностей, затронуть как можно больше образовательных сфер, дать детям возможность участвовать в обсуждении и планировании процесса. Реализовать эту идею можно при условии обучения преимущественно с помощью учебных ситуаций и проектов.

То, что обучение должно быть по преимуществу ситуативным и происходить в ходе реализации проектов, а распорядок дня и организация рабочего времени в первую очередь должны быть ориентированы на проектную деятельность, - это не задача сегодняшнего дня, а перспектива. Модернизация в данном направлении предполагает анализ деятельности и соответствующие преобразования в дошкольных организациях.

Чтобы уровень, значимости проектной деятельности в образовательном процессе стал более высоким, необходимо учитывать следующие аспекты.

Сочетание различных форм работы под эгидой проектной деятельности является ключевым моментом образовательного процесса

Проектная деятельность характеризуется не только разнообразием методов, но и связью с другими формами организации обучения. Так, игра и работа в творческой мастерской могут в любой момент способствовать возникновению проекта. Тему проекта, придуманную вместе с детьми, можно различным образом включить в педагогическую деятельность организации на уровне оформления и содержания (например, обучающая среда) и продолжить заниматься ею в игре, при работе в мастерской, и т. д. Понятно, что проектная деятельность может быть связана со всеми формами образовательного процесса, исключая программы. Таким образом, она является ключевым моментом и связующим звеном в различных формах работы. Эта способность интеграции в общее образовательное пространство превращает проектную деятельность в привлекательный дидактический метод, значение которого нельзя недооценивать.

Проектная деятельность и игры должны проводиться параллельно и занимать одинаковое место в режиме дня ребёнка

Как показывает практика, занятие проектной деятельностью один или два раза в неделю, когда дети несколько часов посвящают теме проекта, не является плодотворным. Дети хотят непрерывно работать над темой, которая их интересует. Интерес их может ослабеть, если проект прерывается на длительное время. Поэтому необходимо стремиться работать над актуальным проектом ежедневно (например, проекты проводятся один или два дня, по возможности в дообеденное время, тщательно выбирать тему проекта (не торопиться, чтобы найти подходящую тему для детей).

Также очень важно, чтобы наряду с актуальным проектом в этот же период времени осуществлялись и другие формы деятельности. Прежде всего, они будут направлены на детей, которые не задействованы в проекте. Организовать работу можно и так, чтобы дети занимались проектом до обеда, а в послеобеденное время посвящали практическим занятиям по интересам. То, что проектной деятельности приписывается так много положительных качеств, ни в коей мере не должно означать, что иные формы сотрудничества в игре и обучении не имеют такой ценности. Многие формы целесообразны в своё время и имеют право на существование или просто могут доставлять удовольствие. Отдельные и связанные друг с другом мероприятия, изготовление поделок, игры под руководством взрослых или тематические занятия – все эти формы сегодня критикуются, но иногда могут быть и полезными, особенно если они не являются превалирующими.

Паузы между проектами необходимы

Периоды, когда проекты не проводятся, очень важны для ребёнка, чтобы он смог вспомнить происходившее и одновременно обратиться к новому и воспринимать его. Длительные перерывы между проектами помогут снять напряжение с педагогов, они не должны будут постоянно работать над проектами, не заболеют опасной «проектной лихорадкой», не будут организовывать проекты ради проектов. Временные промежутки между проектами – это очень ценные периоды. В это время, например, можно уделить больше внимания ситуативному обучению.

Гибкость при планировании проектной деятельности и иных образовательных процессов

Педагогическая концепция дошкольного образования конкретизируется в годовых, месячных, понедельных и поурочных планах или в планировании проекта с гибкими временными рамками, при этом организаторы и рабочая группа самостоятельно принимают решения по выбору планирования и его методов. Если проектная деятельность имеет большое значение в образовательном процессе, то необходимо заменить традиционные методы планирования (например, понедельный план и темы проектов на год или тематические недели, утверждённые коллективом педагогов) на гибкие методы, которые ставят во главу угла интересы и идеи детей и позволяют им участвовать в планировании образовательного процесса. При этом выделение для проекта отдельных дней в неделе или целых недель в году, очень часто встречающееся в практике дошкольных организаций, является определённым препятствием, т. т. заранее нельзя спрогнозировать, что заинтересует детей в тот или иной момент.

Прикреплённые файлы:

1-pestova_t1mv3.pptx | 108,75 Кб
 
Публикации по теме:

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС доАнализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Конкурс «Вместо ёлки — новогодний букет»Конкурс «Вместо ёлки — новогодний букет» Конкурс «Вместо ёлки - новогодний букет». Новый год - самый любимый праздник взрослых и детей. В соответствии с планом работы, в нашем.

Консультация для родителей «Значимость игры для детей» Мы ссорились, мирились. Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается игра,.

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возрастаИспользование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Презентация проекта «Музыка вместо лекарств» Презентация проекта «Музыка вместо лекарств»Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: воспитанники ДОУ, педагоги, музыкальные.

Сюрпризный момент (видеоотчет)Сюрпризный момент (видеоотчет) Видео для сюрпризного момента В прошлом году перед новогодними праздниками я предлагала вашему вниманию один из вариантов по организации.

Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущегоВоспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего Выступление и презентация на городском методическом объединении 1 слайд Воспитание толерантности у дошкольников, как ключевой компетенции.

Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии воспитанниковЗначимость сюжетно-ролевой игры в развитии воспитанников Вы наверное согласитесь, что игра в развитии детей была и остается ВЕДУЩЕЙ в развитии детей! Несомненно существует множество видов игр в.

Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проекты вместо программ: значимость как ключевой момент разнообразных форм обучения
Опубликовано: 30 ноября 2020 в 13:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД