Получи документы

Психологические барьеры в общении воспитателя с родителями, пути их преодоления

Татьяна Яковлева
Психологические барьеры в общении воспитателя с родителями, пути их преодоления

«Психологические барьеры в общении воспитателя с родителями, пути их преодоления».

Общение – это взаимодействие с целью обмена информации и установления отношений между людьми. Но в процессе общения мы передаем не информацию, а сообщение в форме символов : слов, жестов, интонации, взгляда. Восприятие информации зависит от того, как понимает эти символы собеседник. В идеале оба собеседника придают словам и невербальным знакам (жестами, мимике и т. п.) одинаковое значение. К сожалению, так бывает не всегда. Что мешает людям понять друг друга? Какие препятствия возникают на пути общения?

Публикация «Психологические барьеры в общении воспитателя с родителями, пути их преодоления» размещена в разделах

Барьеры общения – это препятствия на пути к пониманию.

В большой энциклопедии дается следующее определение слову «барьер» : «Барьер (франц. Barriere) :

1) Невысокое заграждение, перегородка, препятствующее свободному проходу, проезду;

2) В спорте - препятствие, которое должны преодолеть при состязании всадники, бегуны и т. п.»

Немов Рберт Семенович даё т такое определение: психологический барьер – это внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.

Изучению барьеров в коммуникационной сфере (сфере общения) посвящены работы Л. И. Божович, Е. В. Руденского и других.

Рассмотрим самые распространенные барьеры в общении.

Разное восприятие. Даже одно событие люди видят по-разному. Восприятие человека выборочно, поэтому передавая информацию, он фокусирует внимание на деталях, которые считает важными. Их значение для собеседника может быть совершенно иным. Не стоит сразу отвергать информацию как неинтересную и бесполезную, лучше проанализируйте ее, опираясь на свои представления.  

Посредники. Проблема делового общения – большое число посредников. Проходя через секретарей, помощников, коллег и т. д., информация может «потеряться» или измениться до неузнаваемости (вспомним детскую игру «Глухой телефон»). Для повышения эффективности общения число посредников стоит свести к минимуму.  

Неумение слушать. Непонимание часто возникает из-за элементарной невнимательности собеседника. Чтобы понять, слушайте! Чтобы быть понятым, формулируйте мысли так, чтобы партнеру по общению было интересно и легко слушать вас.  

Выбор слов. Жаргон и специальные термины, обилие эмоционально окрашенных слов или, напротив, сухой, канцелярский стиль часто препятствуют пониманию. Говорите с партнером на его языке.  

Стиль общения и манера разговора. Разговор на повышенных тонах. Большая часть информации, произнесенная таким тоном, просто теряется. Собеседник воспринимает только негативный эмоциональный настрой и реагирует также. Поэтому, даже если вы раздражены, постарайтесь говорить максимально спокойно.  

Утверждение вместо обсуждения. «Есть два мнения – одно мое, другое ошибочное», - не лучшая установка, если хотите быть поняты. Слушайте собеседника, пытайтесь найти точки соприкосновения, общее в ваших суждениях, и опирайтесь на это. Если человек один раз в разговоре сказал «да», убедить его будет легче.  

Приказы и советы. Когда у вас просят совета, дайте его, если считаете нужным. Однако это единственный случай, когда стоит советовать, в большинстве же случаев советов и приказов стоит избегать. Они звучат как утверждение своего превосходства над собеседником и невольно вызывают ответную негативную реакцию: «Кто-то ты такой, чтобы мне приказывать/советовать? Какое твое дело?».

Превозношение своих заслуг. Не сомневаюсь, что вы хорошо разбираетесь в вопросе и много сделали в области обсуждения. Но совершенно необязательно сообщать собеседнику об этом. Он сам сможет сделать выводы о вашей компетенции в процессе общения. Если вы так хороши, попытайтесь донести информацию до собеседника так, чтобы именно ему это было понятно и интересно, учитывая его знания и точку зрения.  

Обобщения, глобальные выводы из отдельных случаев. Даже если собеседник действительно виноват перед вами, не стоит утверждать, что он – постоянная причина всех ваших бед. Обобщения часто наделяют человека качествами, которыми он не обладает.  

Ирония, язвительность. Юмор хорош только тогда, когда шутки доставляют удовольствие обоим партнерам.  

Барьеры общения – отражение наших внутренних проблем. Поэтому для эффективного общения нужно не только знать, как преодолеть барьер, но и понять причину его возникновения, чтобы ситуация не повторялась.

Как преодолеть барьеры в общении?

Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Для этого необходимо следующее:

1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.

2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.

3. Иметь чувство собственного достоинства.

4. Уметь контролировать себя в общении.

 5. Так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

Педагог и родитель : барьеры в общении.

Современный детский сад ставит приоритетной задачей общение с родителями. Важным направление стоит задача обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. А это, безусловно, требует от педагогов определённых умений.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение различных проблем.

Компетентность педагога ДОУ в области общения с родителями можно разделить на три условных блока:

1. Мотивационный блок (развитие профессионально-значимых качеств личности).

2. Когнитивный блок (специальные знания).

3. Практический блок (умения и навыки эффективного общения с родителями; умения и навыки диагностической работы).

Мотивационный блок

Готовность педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

Осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.

Установка на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

Когнитивный блок

Знания о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

Практический блок

Преодоление психологических барьеров общения с родителями.

Осуществление индивидуального подхода к родителям в процессе общения.

Организация традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями.

Коммуникативность (умения устанавливать контакт с родителями; понимать, сопереживать, проявлять внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением; предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей.

Барьеры в работе с родителями.

Личностные (личные качества, которые могут затруднять взаимодействие с родителями).

Социальные (высокий или низкий статус и уровень дохода родителей).

Возрастные (разница в возрасте между воспитателем и родителями).

Профессиональные (долгое пребывание в любой профессии неизбежно ведет к так называемой профессиональной деформации человека, то есть к изменениям в структуре личности).

Преодоление социального барьера

Высокий статус и уровень доходов родителей. (восприятие родителей как более умных и добившихся большего).

- задайте себе вопрос в какой валюте следует оценивать чувство собственного достоинства человека: рубли, доллары, евро - тогда сравнение людей по доходу и статусу покажется парадоксальным

- вы возразите: «Такие родители смотрят сверху-вниз НЕТ! Здесь они более, чем заинтересованы, поэтому смотрят вам в рот, воспользуйтесь этим.

Низкий статус и уровень доход

Родители смотрят на вас как на человека живущего более легкой с их точки зрения жизнью (хорошо советовать, а если муж бьет и пьяный каждый день, денег даже на хлеб нет);

У воспитателя возникает чувство жалости к жизненной ситуации родителя (как следствие – стремление принять ответственность за решение проблем на себя). Относитесь к родителю на равных, пытайтесь найти точки соприкосновения, не показывая жалости и не разгружая ее в решении вопросов воспитания.

Преодоление возрастного барьера

Если бы молодость знала, если бы старость могла. Молодость больше открывает, а старость - изучает.

Если родители младше Вас :

уважение;

«НЕТ» нравоучениям!

в общении необходимо стать для родителя авторитетом.

Если родители старше Вас :

уважение и мудрость в общении!

тактичность, деликатность;

от Вас для них информация для размышления и принятия.

Преодоление профессионального барьера.

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения, которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональные деформации педагога:

Авторитарность

Демонстративность

Дидактичность

Педагогический догматизм

Доминантность

Педагогическая индифферентность

Педагогическая агрессия

Ролевой экспансионизм

Социальное лицемерие

Информационная пассивность

Обученная беспомощность

Авторитарность педагога проявляется в централизации всего воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии – самоанализа и самоконтроля педагога.

Демонстративность – качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако, когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.

Дидактичность – это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении педагога все объяснить самому, а в воспитательной работе – в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами ДОУ: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.

Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.

Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков в удовлетворении потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет воспитанников. Доминантность, как профессиональная деформация, присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.

Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей детей и родителей. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога.

Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами ДОУ.

Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры, прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации.

Обученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.

Простое правило выстраивания дружелюбных отношений с родителями :

Ежедневно находите возможность утром или вечером сообщить каждому родителю о его ребенке.

Как грамотно организовать беседу с родителями

(общие правила).

ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге;

организовывать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов;

не сидите за столом;

важно спокойное дружеское вступительное слово педагога;

дать родителю высказаться и внимательно его слушать его;

не стоит спорить;

контролируйте свои эмоции;

начинайте фразы с «да», но.

чувствуйте «больные струнки» родителей и не задевайте их;

если у родителя свой план, примите его (не берите решение проблем на себя) 

придерживайтесь дружелюбного тона;

не говорите, что родитель не прав;

больше слушайте;

будьте терпеливы.

Список качеств, затрудняющих взаимодействие с родителями :

ощущение беспомощности

неуверенность в себе

неуверенность в собственных рекомендациях

стрессогенное состояние

чрезмерная болтливость

пассивность, молчаливость

неумение замотивировать родителя

излишняя жалость, желание моментально помочь родителю

наличие похожей проблемы

неумение говорить «нет»

неумение преподносить негативную информацию

негативные чувства по отношению к некоторым родителям

недостаток знаний

недостаточная организованность.

Публикации по теме:

«Как оставаться добрыми, любящими родителями в период карантина?» (советы воспитателя)«Как оставаться добрыми, любящими родителями в период карантина?» (советы воспитателя) ПЛАНИРУЙТЕ Ваш день, обговаривая его вместе с детьми. Читающим детям – можно написать, а не читающим зарисовать символами.

«План, который работает…»  Советы из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителями«План, который работает…»  Советы из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителями Предлагаю вашему вниманию некоторые советы из опыта составления перспективного планирования работы по взаимодействию с родителями. " План,.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Работа воспитателя с родителями в выходной деньРабота воспитателя с родителями в выходной день Выходные дни – это возможность побыть с семьей,приготовить что- то вкусненькое,провести время на природе,уделить время своему хобби,.

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДООСистема взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО Из опыта работы Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является основным вопросом в моей профессиональной.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тест, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении и который используется.

Взаимосвязь воспитателя с родителями в период пандемии. Фото и видео отчётВзаимосвязь воспитателя с родителями в период пандемии. Фото и видео отчёт В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране, педагогам приходится искать новые формы работы с воспитанниками и их.

Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями группы раннего развитияВзаимодействие воспитателя ДОУ с родителями группы раннего развития Взаимодействие воспитателя МАДОУ «Детский сад «Родничок» с родителями группы раннего развития. «Все вместе – значит, мы сила!»«Какую громадную.

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУВзаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические барьеры в общении воспитателя с родителями, пути их преодоления
Опубликовано: 3 октября 2021 в 20:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД