МААМ-картинки

Психологические особенности раннего детства (дети от 1 года до 3 лет)

Мария Воропаева
Психологические особенности раннего детства (дети от 1 года до 3 лет)

Психологические особенности раннего детства (1-3 года).

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Публикация «Психологические особенности раннего детства (дети от 1 года до 3 лет)» размещена в разделах

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

Период от 1 года до 3 лет называется ранний возраст. Это время психологического отделения от матери, которое проходи в 3 периода.

От 1 года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить и говорить, становится более самостоятельным, в этом возрасте он – исследователь. Он лезет всюду, набивает себе шишки, и его не удержать.

От полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках. Вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

От 2 до 3 лет – период активного умственного развития ребенка.

Как подчёркивал Д. Б. Эльконни,в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый.

В психосоциальной теории Э. Эриксона ранний возраст соответствует анальной фазе в концепции З. Фрейда, однако автор добавляет, что в этот период ребёнок преодолевает кризис либо в пользу выбора автономии, либо чувства стыда/сомнения.

Ж. Пиаже в теории когнитивного развития связывает ранний возраст с концом стадии сенсомоторного интеллекта и началом дооперациональной стадии.

В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребё нок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребёнок начинает ходит, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребёнка ещё очень ограничен.

Социальная ситуация развития в ранне6м возрасте такова : «Ребёнок-ПРЕДМЕТ- взрослый» .В этом возрасте ребёнок целиком поглощён предметом.

Социальная ситуация совместной деятельности ребёнка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом,образец действия принадлежит взрослому, а ребёнок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это предметная деятельность, направленная нам усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.

-Интенсивно идё т сенсомоторное развитие: прямохождение расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами исследовательской деятельности. Для детей 2 года жизни ходьба становиться потребностью. В середине 2 года жизни осваиваются разнообразные движения, носят и перемещают предметы. Мышечное чувство становится основой в восприятии расстояния и пространственного положения предмета.

-Речевое общение, развитие понимания речи взрослых,расширение запаса слов. В два года строит предложения,в три года- правильное согласование окончаний слов в предложении-развитие словесных обобщений. Речь становится средством развития МЫШЛЕНИЯ и саморегуляции поведения.

-Предметная деятельность –Ведущая деятельность обусловливает развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

-Любознательность ребёнка (Что? Почему? Зачем, интерес к сказкам,стихам.

-К 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?

-Появление игровых действий (игры-подражания действий взрослых).

-Развитие восприятия (цвет, формы, размеры,выделение устойчивых признаков предметов; восприятие способствует развитию памяти,мышления. Ребёнок группирует предметы по форме и цвету.

В возрасте 2-3 лет ребенок способен различать : 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник, цвет (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый)

-Становление элементарного самосознания «Я-сам». Начало развития способности к произвольной саморегуляции. Образовавшаяся «система Я» знаменует переход от самопознания к самосознанию. Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность в самостоятельной деятельности. Наряду с этим ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир людей, где его «Я» занимает новое место.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним. Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима. Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.

Таким образом, развитие детей раннего возраста - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания.

Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий наибольшей заботы со стороны взрослых.

Публикации по теме:

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Мастер-класс: Подарок мамочке «Мимоза». Дети раннего возраста (1,5–2 года)Мастер-класс: Подарок мамочке «Мимоза». Дети раннего возраста (1,5–2 года) Задачи: Познакомить детей со свойствами бумаги (салфеток,); учить рвать бумагу, мять и наклеивать, способствовать желанию создавать что.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Неделя детства «На свете живут разноцветные дети!»Неделя детства «На свете живут разноцветные дети!» Детство это веселая пора, это игры и общение, ссоры и обиды. Наша задача научить малышей дружить и получать от общения удовольствие и радость,.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Протокол родительского собрания в начале учебного года во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Протокол № 1 родительского собрания группы Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет. Задачи и цели. Работа по ФГОС». от «20» сентября.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности раннего детства (дети от 1 года до 3 лет)
Опубликовано: 4 июля 2023 в 17:28
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД