МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну фольклора» (1 фото)

анна ольхова
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну фольклора»

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну фольклора»

Цели: обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в страну фольклора“» размещена в разделах

Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Словарная работа:

Активизация: потешки, прибаутки,скороговорки, заклички,загадки

Обогащение: фольклор.

Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование:письмо, сундучок

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка (Воспитатель).

Ход:

Вос-ль:-Здравствуйте, гости добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Будьте, как дома!А пригласила я вас на посиделки. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. Давайте потихоньку сядем на скамеечку. Вы обратили внимание на мой наряд?И вы одеты необычно, а как в далёкие времена, когда жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас. Вот тогда-то и устраивали посиделки вечером.

(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)

- Ребята, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он. (открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание, и имя странное - Фольклор. А что такое фольклор?

Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…

Вос-ль:-Да,из древности до нас дошли добрые сказки,хитрые загадки,веселые игры,шутливые потешки,пословицы.

Вос-ль: - : А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Вос-ль:- Молодцы, отправляемся в длинное путешествие в страну Фольклора.. Давайте познакомимся с их жителями - фольклорными жанрами. Я буду пример приводить, а вы их назовите.

1. Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут. (Загадка).

2. Раз,два,три,четыре,пять,

Вышли мы с тобой гулять.

Тут ворона прилетела,

И тебе водить велела! (Считалка)

3. Денис,нет дерись

А тяни редис. (Скороговорки)

4. Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком (Частушка)

5. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»

(Сказка).

6. Уж и где же это видано,

Уж и где же это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал. (Небылица).

7. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Пословица).

8. Солнышко, Солнышко,

Выгляни в окошечко –

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка. (Закличка).

9. Федя – бредя съел медведя,

Упал в яму, кричал маму. (Дразнилка)

-Молодцы!Отправляемся дальше в путь. В далекие времена все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой грелись друг с другом воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.

Ребенок читает стих:

Берёза, моя берёзонька!

Берёза раскудрявая!

Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!

На тебе, березонька, листья зелёные!

Близ тебя, березонька, красны девицы,

Да добры молодцы хоровод ведут!

Вос-ль:-Давайте посмотрим как добры молодцы и, красны девицы водили хоровод в старину (показ видео)

-Что вы,гости,тут сидите?

Аль плясать вы не хотите?

В круг скорее становитесь,

Крепче за руки беритесь

Вос-ль:-А сейчас мы с вами поводим хоровод (Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём»)

Вос-ль:-Что бы нам продолжить путешествие нам нужно отгадать загадки.

-Вы готовы?

• Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей)

-Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!

• Круглое румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)

• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

Вос-ль:-Молодцы.

Вос-ль:-Ребята,а вы русские народные сказки знаете?

-Ну тогда загадки про сказки.

- В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь») (показ отгадки)

- Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок расчудесный (Теремок) (показ отгадки)

- В какой сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила сундучок с богатсвом? («Морозко) (показ отгадки)

Вос-ль:-Ребята,вы все загадки отгадали. Молодцы! Пришло время поиграть в веселую игру…

Вос-ль:-Но чтобы игра проходила успешно,интересно,о чем надо обязательно помнить? (ответы детей)

-Верно, о правилах. Все игры имеют свои правила, соблюдение которых обязательно для всех.

-В игре допустимы оскорбление друг друга, грубость, нечестность (ответы детей)

Дети:Нет

Вос-ль:-А что всегда ценится в игре (ответы детей)Верно. Всегда ценятся честность, взаимопомощь,доброта,поддержка, внимание,чуткость.

-Но сначала надо выбрать ведущего. Кто знает считалку?

Ребенок: «На златом крыльце сидели,

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будишь такой?

Выбирай поскорей, не задерживай добрых и верный друзей!»

Игра р. н «Ворон»

Вос-ль:--Вижу,повесилее вам стало,а уж чтобы вас еще сильнее развеселить хочу вам спеть. (Сама пою частушку)

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны

-Ребята, а что я спела, частушку или песню?

Дети. Частушку.

Вос-ль:--Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. (показ слайда, видео)

Вот и я попрошу своих гостей повеселить нас частушками Ксюша,Маргарита,Саша

1. Закопченную кастрюлю Юля чистила песком.

Три часа в корыте Юлю мыла бабушка потом

2. Ваня рано, рано встал все грибы в лесу собрал,

Хвалится грибочками с беленькими точками.

3. Не ругай меня мамуля,

Что я простудился

Я на берегу Оки

Танцевать учился!

Вос-ль: : Спасибо за частушки потешные!

Где песня льется,

Там легче живется!

-Молодцы! Продолжаем путь дальше.

- Давайте поговорим о скороговорках - «Всех скороговорок не переговоришь», а мы давайте попробуем.

- Три вороны на воротах;

- Около кола колокола;

- Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

Вос-ль: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках – пословица

недаром молвится. Пословицы есть и про смех,шутку,веселье,труд,работу,есть проь дом,про людские отношения. Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы продолжите:

«Что посеешь…», «Щи да каша …», «Делу время -…», «Кончил дело - …», «Хлеб - …всему голова», «Хорошо в гостях,а….»

Вос-ль:- Молодцы

-. Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

- Я думаю, что нам это сегодня удалось. Вы вспомнили все виды и жанры фольклора, и хочу, чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались к тому, что придумал наш русский народ. -А где же мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? Как в народе говорят «Кончил дело - гуляй смело!».

- Кончилось веселье-

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь! (Приглашаю за стол на чаепитие)

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну фольклора»
Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Путешествие в страну дорожных знаков» в старшей группеКонспект открытого занятия «Путешествие в страну дорожных знаков» в старшей группе Конспект открытого занятия по ПДД. В старшей группе. Путешествие в страну Дорожных знаков» Цель: Закреплять знание о дорожных знаках.

Конспект занятия «Путешествие в страну Математику» в старшей группе Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС. «Путешествие в страну математику» Жугдинская Т. А. Цель: Продолжать формировать.

Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе «Путешествие в страну игрушек» МБДОУ «Детский сад №2 «Боровичок» Конспект логопедического фронтального занятия «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в страну Труд» МАОУ «СОШ № 4» г. Миасс Мануйлова Ольга Владимировна. Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию «Путешествие в страну Труд».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в сказочную страну» Конспект по развитию речи в старшей группе «Путешествие в сказочную страну» Выполнил: воспитатель МДОУ «Увинский д/с №7» Рысьева С. Н.

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Путешествие в волшебную страну» Конспект в старшей группе по ФГОС «Путешествие в волшебную страну» Цель: закрепление математических знаний, практических умений и навыков.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну сказок» Задачи: 1. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 10 2. Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10. 3. Совершенствовать.

Конспект занятия «Путешествие в страну Звуков» в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении слов со звуком (Ж) и (Ш); развивать фонематический слух; упражнять в различении (на слух).

Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе «Путешествие в сказочную страну» Цель: Упражнять в умении подбирать определенияькьзаданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развиватьоумение.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель занятия: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну фольклора»
Опубликовано: 7 октября 2018 в 09:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД