Папки-передвижки

Открытый урок «Работа над штрихами в классе фортепиано»

Костишена Инна
Открытый урок «Работа над штрихами в классе фортепиано»

Конспект - урока

Приветствие: Здравствуй, Настя! Знаешь, я очень рада, что урок для наших гостей я проведу с тобой, потому что ты всегда приходишь ко мне с хорошим настроением. Тебе нравится заниматься музыкой? - Да!

Сегодня мы покажем с тобой несколько интересных видов работы, которые любишь ты и, которые нравятся мне. Так, у нас всё готово?

Публикация «Открытый урок „Работа над штрихами в классе фортепиано“» размещена в разделах

А знаешь, чему же мы посвятим наше занятие? Мы более внимательно присмотримся и вслушаемся в наш музыкальный материал и попробуем услышать и использовать в нём разные штрихи, т. е. приёмы игры. Я тебе обещаю: ты услышишь и увидишь свои произведения с новой стороны, и исполнять их тебе будет гораздо интереснее.

А какие ты знаешь приёмы звукоизвлечения, т. е. штрихи?

Ученица: Стаккато, легато, нон легато.

А как с итальянского переводятся эти слова?

- отрывисто, похоже на печатание на клавиатуре компьютера или с птицей, клюющей зерна, легато - гладко и связно и нон легато – раздельно, несвязно.

Молодец, ты всё прекрасно помнишь.

Ученица исполняет И. Парфёнова «Белочку»

Педагог: Какое настроение у произведения?

Ученица: Весёлое

Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т. е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.

Воспитанница: минорный лад, быстрый темп, короткие лиги показывают прыжки и приседания в танце.

Исполнение пьесы ученицей.

Пальчиковая игра: «Веселый листок».

Педагог: Берём небольшой лист бумаги за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.

Физкультминутка.

Упражнение для глаз: поморгать глазками быстро, потом закрыть глаза.

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса.

Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты головы «Да-да-да» (киваем головой вперед, «Нет-нет-нет» (поворачиваем голову вправо и влево, «Ай-я-яй» (качаем головой)

Последовательность работы над художественным содержанием музыкального произведения:

-Исполнение обучающимся музыкальной пьесы С. Майкапара «Маленькая сказка» (проверка домашнего задания).

-Анализ музыкальной формы и художественного содержания произведения.

-Музыкальная характеристика сказочных образов.

-Просмотр фрагмента мультфильма на тему русской народной сказки с использованием видео-ресурса интернета.

-Исполнение преподавателем изучаемой пьесы с демонстрацией различных тембров и других возможностей фортепиано.

-Уточнение динамических оттенков как важнейших средств выразительности в данном музыкальном произведении.

-Работа над звукоизвлечением и штрихами. Выявление ритмических особенностей изучаемой пьесы.

-Закрепление изучаемого материала в виде самостоятельного исполнения обучающимся музыкального произведения

Преподаватель:

- Мы продолжаем нашу тему «Работа над художественным содержанием произведения с используя выразительные средства». Но сегодня наше занятие ключевое, т. к. цель его – максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление с помощью освоения музыкально-технических навыков.

(Далее следует проверка домашнего задания - обучающийся исполняет пьесу С. Майкапара «Маленькая сказка»)

Преподаватель: сегодня мы ещё раз поговорим о сказочных образах в произведении С. Майкапара «Маленькая сказка» и уточним понятие «музыкальный сказочный образ». Что же означает понятие «Музыкальный сказочный образ»?

Ученица: Музыкальный сказочный образ – это сказочный образ, воплощённый в звуках.

Преподаватель: У каких композиторов мы ещё встречаем сказочный образ?

Ученица: у Глинки, Чайковского, Грига, или, н-р, у современного композитора Коровицына есть пьеса «Емеля на печи едет».

Преподаватель: Какими средствами можно изобразить музыкальный сказочный образ?

Ученица: можно использовать разнообразие тембров фортепиано, динамические оттенки, разнообразные штрихи и собственное творческое воображение исполнителя.

Анализ музыкальной формы и художественного содержания

произведения

Преподаватель: Какова музыкальная форма произведения?

Ученица: Трёхчастная

Преподаватель: Правильно. О чём же рассказывается в каждой из частей?

Работа над звукоизвлечением и штрихами. Выявление ритмических особенностей изучаемой пьесы. Уточнение динамических отенков как важнейших средств выразительности.

Преподаватель: Теперь поговорим о звукоизвлечении. Мы выяснили, что первая часть по характеру спокойная, повествовательная. Затем таинственная. Здесь композитор использует в основном высокий и частично средний регистры фортепиано. А что можно сказать о штрихах? Как соответствуют они сказочным образам?

Ученица: Образам соответствует здесь единственный штрих «legato», с помощью которого создаётся соответствующее настроение первой части. И звучание здесь прозрачное, похожее на звучание флейты. И всё исполняется «piano» с постепенным «crescendo» и «diminuendo».

Преподаватель: Верно. Но для того, чтобы добиться такого прозрачного звучания, необходимо использовать более острое прикосновение кончиков пальцев. Попробуем это сделать.

(Преподаватель демонстрирует необходимый приём звукоизвлечения и предлагает обучающемуся повторить этот приём)- Правильно, молодец! А теперь таким же образом сыграй всю первую часть и постарайся как можно лучше выполнить штрих «legato» с постепенным нарастанием и угасанием звучания.

(обучающийся начинает играть, стараясь изобразить с помощью прозрачного звукоизвлечения и штриха «legato» нужный характер первой части).

Преподаватель: Такое исполнение можно считать интересным. Перейдём к следующим образам.

Преподаватель: Что изображается в средней части?

Ученица: Здесь изображается Бал.

П:Какими музыкальными средствами изображается бал?

У:С помощью пунктирного ритма и штриха «staccato». И очень энергично, на «forte»!

П:Правильно! Теперь попробуем это изобразить на фортепиано.

(Обучающийся старается, но ему только частично удаётся выполнить задачу, т. к. нелегко одновременно проследить за точностью выполнения штрихов и ритмического рисунка)

П:Попробуем каждой рукой отдельно проработать ритмический рисунок и проследить за качеством звукоизлечения.

(Обучающийся выполняет задание сначала правой, затем левой рукой, стараясь максимально точно проследить за качеством своего исполнения, при этом выравнивается ритм и улучшается звукоизвлечение).

П:Это уже намного лучше. Теперь соедини двумя руками и больше покажи контрастность динамических оттенков между фразами.

(Обучающийся исполняет фрагмент двумя руками, вслушиваясь в ритм и качество звукоизвлечения).

П:Молодец! Теперь это уже намного точнее соответствует задуманному нами образу! Теперь посмотрим, как третья часть похожа на первую по характеру и музыкальному материалу. Что здесь общего?

У:Музыка как будто успокаивается, опять, как в начале, становится мягкой, прозрачной и используются те же музыкальные средства, что и в первой части.

Как-будто закрывается занавес и сказка заканчивается.

Заключительная часть занятия

П:Теперь вернёмся к началу нашего занятия и вспомним ещё раз, что означает понятие «Музыкальный сказочный образ».

У:Музыкальный сказочный образ – это сказочное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.

П:У каких композиторов мы ещё встречаем сказочный образ?

У:У М. И. Глинки, у П. И. Чайковского, у Э. Грига

Закрепление материала в виде исполнения обучающимся музыкального произведения.

У: В первой части говорится о том, как Золушка живёт с мачехой…Она мечтает увидеть принца, попасть на бал.

Во второй части мечта Золушки осуществляется, она на балу, звучит Полонез, она танцует с принцем. Но пробили часы…12 и всё растворилось…

В третьей части мы видим опять Золушка у окна, вспоминает о новой встрече с Принцем, Он её нашёл и все счастливы.

П:Поговорим теперь о музыкальных средствах, с помощью которых раскрываются сказочные образы. В каком регистре начинается сказка?

У:В верхнем регистре, таинственно. Здесь используется прозрачный тембр фортепиано. Это в пределах 2 й и 3-й октавы. Похоже на звучание флейты…

Давай просмотрим ещё раз заключительный фрагмент из мультфильма и посмотрим, как в нём изображаются последние сцены…

У:С помощью движения персонажей в кадре, с помощью рисунка, ярких красок …

П:Фортепиано позволяет использовать другие возможности. Сейчас я сыграю эту пьесу целиком, а ты мне скажешь, какие ещё музыкальные средства выразительности кроме тембров использует композитор…

У: Здесь композитор использует различные штрихи, динамические оттенки и ритмические особенности, чтобы показать образы ЗОЛУШКИ и ПРИНЦА.

Работа над звукоизвлечением и штрихами. Выявление ритмических особенностей изучаемой пьесы. Уточнение динамических отенков как важнейших средств выразительности.

П: Теперь поговорим о звукоизвлечении. Мы выяснили, что первая часть по характеру спокойная, повествовательная. Затем таинственная. Здесь композитор использует в основном высокий и частично средний регистры фортепиано. А что можно сказать о штрихах? Как соответствуют они сказочным образам?

У:Образам соответствует здесь единственный штрих «legato», с помощью которого создаётся соответствующее настроение первой части. И звучание здесь прозрачное, похожее на звучание флейты. И всё исполняется «piano» с постепенным «crescendo» и «diminuendo».

П:Верно. Но для того, чтобы добиться такого прозрачного звучания, необходимо использовать более острое прикосновение кончиков пальцев. Попробуем это сделать.

(Преподаватель демонстрирует необходимый приём звукоизвлечения и предлагает обучающемуся повторить этот приём)- Правильно, молодец! А теперь таким же образом сыграй всю первую часть и постарайся как можно лучше выполнить штрих «legato» с постепенным нарастанием и угасанием звучания.

(обучающийся начинает играть, стараясь изобразить с помощью прозрачного звукоизвлечения и штриха «legato» нужный характер первой части).

П: Такое исполнение можно считать интересным. Перейдём к следующим образам.

П: Что изображается в средней части?

У: Здесь изображается БАЛ.

П: Какими музыкальными средствами изображается БАЛ?

У: С помощью пунктирного ритма и штриха «staccato». И очень энергично, на «forte»!

П: Правильно! Теперь попробуем это изобразить на фортепиано.

(Обучающаяся старается, но ему только частично удаётся выполнить задачу, т. к. нелегко одновременно проследить за точностью выполнения штрихов и ритмического рисунка)

П: Попробуем каждой рукой отдельно проработать ритмический рисунок и проследить за качеством звукоизлечения.

(Обучающийся выполняет задание сначала правой, затем левой рукой, стараясь максимально точно проследить за качеством своего исполнения, при этом выравнивается ритм и улучшается звукоизвлечение).

П: Это уже намного лучше. Теперь соедини двумя руками и больше покажи контрастность динамических оттенков между фразами.

(Обучающийся исполняет фрагмент двумя руками, вслушиваясь в ритм и качество звукоизвлечения).

П: Молодец! Теперь это уже намного точнее соответствует задуманному нами образу! Теперь посмотрим, как третья часть похожа на первую по характеру и музыкальному материалу. Что здесь общего?

У: Музыка как будто успокаивается, опять, как в начале, становится мягкой, прозрачной и используются те же музыкальные средства, что и в первой части.

Как будто закрывается занавес и сказка заканчивается.

Заключительная часть занятия

П: Теперь вернёмся к началу нашего занятия и вспомним ещё раз, что означает понятие «Музыкальный сказочный образ».

У: Музыкальный сказочный образ – это сказочное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.

Закрепление материала в виде исполнения обучающимся музыкального произведения

П: Конечно же и другие композиторы писали на темы сказочных сюжетов.

А теперь попробуй исполнить всю пьесу от начала до конца и постарайся выполнить при этом все указания композитора, отмеченные в нотном тексте.

Мы работали также сегодня и над качеством звучания. Постарайся в своём исполнении учесть все наши технические наработки. А если при этом ты ещё сможешь выразить своё собственное отношение к исполняемому содержанию, то можно будет считать, что цель нашего занятия осуществилась успешно.

(Далее обучающаяся старается выразительно и с учётом всех замечаний исполнить всю пьесу от начала до конца.)

П: А теперь, что ты можешь сказать о своём исполнении? Всё ли тебе удалось осуществить, о чём мы говорили?

П: В общем, оцениваешь свою работу на занятии верно. Конечно же, необходимо доработать самостоятельно все технические моменты. Но главное тебе удалось: ты сыграла интересно и выразительно, со своим отношением к музыке! Через некоторое время ты уже смело можешь

исполнить это музыкальное произведение на концерте и слушателям будет интересно! Ты хорошо поработала сегодня, сделал всё возможное и получаешь сегодня оценку «отлично». А теперь отметим те важные моменты, на которые тебе необходимо обратить внимание в своей самостоятельной домашней работе.

Преподаватель: И в завершении урока исполним применяя все знания о штрихах ансамбль Т. Симоновой «Злая собака».

Итоги учебного занятия

-Обучающийся активно работал на уроке, внимательно прислушивался к советам и замечаниям преподавателя.

-Старалась наиболее точно выполнять авторские указания в тексте (динамика, штрихи, фразировка)

-Максимально активизировала творческую фантазию, придумывала сказочные образы и различные ситуации.

-В итоге обучающийся с большим увлечением и собственным отношением исполнила пьесу С. Майкапара «Маленькая сказка», успешно используя все наработки учебного занятия

Публикации по теме:

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок технологии в 1 классе «Работа с природным материалом»Урок технологии в 1 классе «Работа с природным материалом» Проводился урок технологии в первом классе. Ребята были разделены на группы с целью формирования коммуникативных навыков в первом классе.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок «Работа над штрихами в классе фортепиано»
Опубликовано: 31 мая 2021 в 19:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД