Анастасия Заборова
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Музыкальный руководитель: Заборова А. К.
В 2019 году МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска
стал стажировочной площадкой по теме: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста».
Актуальность формирования у детей представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.
Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одна из основных задача социализации ребёнка в ДОУ – ознакомление с разнообразным миром профессий. Знакомство с профессиями формирует у дошкольника интерес к труду взрослых, позволяет гордиться работой своих родственников. В настоящее время мир профессий очень разнообразен.
Если десять лет назад было достаточно познакомить дошкольника с трудом врача, повара, продавца, то на сегодняшний день детям необходимо получить знания и о современных профессиях.
ФГОС-это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от (2 до 8 лет).
Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условия вхождения ребёнка в мир социальных отношений.
Образовательная область – «Художественно – эстетическое развитие». Важно научить ребёнка дошкольного возраста обращаться с произведениями искусства в целом – это отражение в художественных образах, и во всех видах искусства и то как ребёнок научился их воспринимать, размышлять, идея художника, писателя, режиссера – это зависит так же от работы каждого специалиста и педагога.
Моя работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста направлена на расширение представлений детей о профессиях, связанных с творчеством, с театром (режиссер, гример, костюмер, декоратор, осветитель и др).
Эту работу осуществляю через театральную деятельность, где основным акцентом было знакомство детей с профессией актер, а также взаимодействие актера с другими театральными профессиями.
Знакомство с профессией проходило по алгоритму:
- название,
- место работы,
- трудовые действия,
- качества, которыми должна обладать профессия,
- результат труда.
В процессе знакомства с профессией особое внимание я уделяла качествам и умениям, которыми должен обладать актер: умение перевоплощаться, вживаться в роль; умение петь и танцевать, а также импровизировать; умение выразительно, четко говорить; умение действовать согласованно.
При знакомстве дошкольников с профессией актер, придерживалась правила: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Ведь игра для дошкольника – это ведущий вид деятельности.
С детьми смотрели серию развивающих видео игр на тему «Путешествие в театр», «Кем быть», где дети знакомились с видами театров, жанрами театральных представлений, с устройством театра, театральными профессиями, театральной атрибутикой, правилами поведения в театре.
При закреплении материала использовала иллюстрации, презентации:
- Презентация «Театральные профессии»
- Презентация «В мире профессий»
В работе с детьми я использовала музыкально-дидактические игры, картотеки и видео материалы:
- дидактические игра «Все профессии нужны, все профессии важны».
- музыкально-дидактические игра «Музыкальные профессии»
- картотека песен «Все профессии нужны, все профессии важны».
- видео материалы по знакомству дошкольников с миром профессий.
Театрализованные постановки, организуемые мною с детьми направлены на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства, владеть собой, своими эмоциями и чувствами.
- Бременские музыканты
- «Волшебник Изумрудного города»
- «Кем быть?»
- «Теремок на новый лад»
- «Путешествие по реке Волге»
- Театрализованный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по страницам книги о правах ребёнка»
С помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр помогала детям раскрепоститься и ощутить возможности своего тела. Поэтому я так же использовала специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных мышц, например, «Лягушка», «Дерево», «Импровизированные танцы», «Роза» и др.
Также я работала над выразительностью движений, жестов, мимики. В работу включала упражнения на выразительность жестов, такие как «Осенний парк», «Мышки», «Снежинки» и др.
Для многих детей старшего дошкольного возраста характерны общая зажатость мышц речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Поэтому в работе я использовала упражнения на развитие речевого дыхания - прежде всего, упражнения на развитие правильного речевого дыхания - «Репка», «Вдох-выдох», «Ветер дует» и др.,
Музыкальное направление ставит своей целью развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку вокального репертуара будущего музыкального спектакля.
Свою работу по данному направлению я начинала с игр и упражнений на подготовку голосового аппарата к пению, на развитие вокально-хоровых навыков (упражнения на развитие дыхания, артикуляции, дикции и др.
Далее происходила работа над конкретным театрализованным праздником для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по страницам книги о правах ребёнка»
Разучивали песни, танцы. Танцевально-пластическое направление ставит своей целью приобретение навыков исполнения танцевальных движений, фигур под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы, для передачи игрового образа.
Очень часто в празднике для более яркого раскрытия образа, необходимо движения персонажей под музыку с одновременным исполнением песен. Поэтому основная моя работа была направлена на развитие умения петь и одновременно выполнять образные движения для передачи игрового образа.
В ходе подготовки к празднику я соблюдала правила: не перегружать детей, предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Итоговым мероприятием стало выступление детей на театрализованном празднике для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по страницам книги о правах ребёнка», в котором принимали активное участие все без исключения дети вне зависимости от их уровня подготовки.
Безусловно, в работе над театрализованным праздником «Путешествие по страницам книги о правах ребёнка» огромную помощь оказали воспитатели. Педагоги организовывали свободную деятельность детей, используя театральные игры, песни, танцы.
Расширяя представления детей о театральных профессиях, поняла, что этот процесс невозможен без участия родителей. В течение года консультировала родителей по темам:
«Зачем ребёнку кукольный театр?»,
«Дети и театр»,
«Как организовать театр дома»,
«Правила поведения в театре»,
Буклеты «Домашний театр».
Советовала родителям чаще посещать соответствующие мероприятия, а также привлекала их к изготовлению костюмов и атрибутов для праздника.
Анализируя, проведённую работу, увидела, что использование системы работы о мире профессий дало положительный результат. У детей сформированы представления о профессии актера, его связи с другими театральными профессиями. Дети знают, какими качествами, знаниями и умениями должен обладать актер. С помощью песен, праздников, театрализованных игр дети не только пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но и развивали свою эмоциональную сферу, творческие способности.
Сценарий праздника «Права ребенка».
для детей подготовительной и старшей группы «Права ребенка».
Музыкальный руководитель: Заборова А. К.
Цель:
Систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивать правовое мировоззрение и представление о нравственности.
Задачи:
Познакомить детей с правами и обязанностями с помощью театрализованной деятельности. Побуждать детей анализировать, рассуждать, делать выводы;
Развивать индивидуальные способности детей в речевой творческой деятельности;
Воспитывать чувство уважения к другим людям и активную жизненную позицию.
Актуальность:
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Уже в этом возрасте необходимо знакомить детей с их правами и обязанностями, чтобы впоследствии, они стали грамотными в правовой сфере гражданами своего государства.
Именно поэтому уже в детском саду нужно начинать знакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.
Главными путями реализации задач повышения уровня правовой культуры дошкольников являются - образовательные мероприятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и в доступной, игровой форме познакомить детей с их правами и обязанностями.
Участники праздника в роли артистов:
Взрослые:
Игрулька
Айболит
Дети:
Мальчик
Девочка
Коза
Козлята
Лиса
Петух
Заяц
Ход праздника:
Дети заходят в музыкальный зал.
Ведущая: Добрый день, друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня в этом замечательном зале! Сегодня – 20 ноября, за окном – осень, и мне бы очень хотелось, чтобы вы запомнили эту дату, потому что именно в этот день дети всего мира отмечают праздник, который называется – Всемирный день ребёнка. Именно в этот день много лет назад взрослые решили, что будут защищать права всех детей на Земле и записали это в важном документе, который назвали – Конвенция о правах ребёнка. И сейчас, в этом зале прозвучат стихи, посвящённые этому замечательному празднику.
1 ребенок:
Пусть дети живут, смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка -
Будет теплый, светлый дом.
2 ребенок:
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
3 ребенок:
Чтоб дети учились и развивались,
Чтобы права их не нарушались,
Чтоб работы всем хватало
И мамочка поменьше уставала!
Ведущая: Ребята, я запомнила все ваши желания, а чтобы они сбылись, вы должны приложить много усилий и труда. У вас много прав и сегодня мы о них поговорим.
Откроем нашу волшебную книгу
появляются удивленные лица мальчика и девочки.
Мальчик: Вот это да! Оказывается, права есть не только у взрослых, но и у детей.
Девочка: Как это? Разве мы тоже имеем права? А я думала, что мы только должны слушаться взрослых и исполнять их просьбы.
Ведущая: Здравствуйте Карина и Миша! Конечно же, вы и все дети имеют много прав. Вот, посмотрите перед вами книга, которая называется “Права ребенка”. Она не простая, а волшебная, в ней оживают сказочные герои. Полистав ее, мы узнаем о ваших правах. Ну что пройдемся по страницам этой книги?
Девочка: Конечно, здорово!
Мальчик: Мы даже будем играть, петь и танцевать вместе с героями.
(Переворачиваю лист, а там изображена семья)
Ведущая: На первой странице этой книги говорится о том, что каждый ребёнок имеет право на семью и дом. Все дети на земле любят своих мам и пап, а они в свою очередь очень любят вас. Ведь мама и папа самые родные и близкие люди, они подарили вам жизнь. А если у ребёнка есть семья, то он – очень счастлив и всегда улыбается. И мы желаем, чтобы у каждого ребёнка на Земле была семья, в которой бы царили уважение, любовь и улыбки!
Песня «Улыбка»
Ведущая: Ребята, а ведь каждый из вас считает, что его мама – самая лучшая, правда?. И мы сейчас это проверим…
Ведущая: – У кого всех лучше мама?
Дети: – У меня, у меня!
В: – У кого красивей мама?
Д: – У меня, у меня!
В: – На кого похожа мама?
Д: – На меня, на меня!
В: – Для кого старается мама?
Д: – Для меня, для меня!
Ведущая: Ребята, скажите, а вы любите сказки? Сейчас я вам предлагаю вспомнить одну очень известную сказочную маму, так что садитесь поудобнее…сказка начинается…
Сценка “Коза с козлятами”
Коза:
Ой, ребятушки, куда сгинули,
На кого ж меня вы покинули?
Не послушались родной матушки,
Получилися обознатушки.
Допустили вы упущение,
Видно волк проник в помещение.
Не сыскать нигде мне вас,
Уж ищу который час.
Детки с мамой должны быть,
Сладко есть и сладко пить.
Что же с вами приключилось,
Да какая ж беда случилась?
Помогите кто-нибудь
Мне козлятушек вернуть.
Девочка:
Не плачь, Коза, мы тебе поможем!
Козлятушки – ребятушки,
Ваша мама пришла,
Молочка принесла!
Козлята вбегают и окружают маму.
Коза: Где вы были, ребятушки?
Козлята:
1. Мама, мама, Волк опять
Пришел в двери к нам стучать.
– Ну а мы не открывали,
2. Мы ведь маму свою ждали.
– Мама ведь у нас одна,
Лучше всех у нас она.
Коза:
Как прекрасно жить на свете,
Когда рядом с мамой дети!
Ведущая: Ребята, вы узнали эту сказку? Молодцы! А ведь в каждой сказке добро побеждает зло. Давайте ещё раз докажем это самым добрым танцем вместе с героями сказки.
Танец Доброта
Ведущая:
Коль ребенку жизнь дана,
Протекать она должна
С папою и мамою,
Милой, доброй самою.
Ведущая: Итак, давайте повторим, о каком праве нам хотели сказать герои сказки? Что каждый ребёнок имеет право на жизнь и на семью! А вот у героев следующей странички книги что-то произошло. Давайте посмотрим, что же случилось. Заглянем в ещё одну сказку.
Инсценировка отрывка сказки “Заюшкина избушка”
Ведущая:
Заяц – доброе сердечко-
Рыжую пустил на печку,
День – другой прошел, лисица,
Вдруг затеяла браниться.
Лиса:
Не желаю жить с тобой!
Убирайся вон, косой!
Ведущая:
И зайчишку прогнала,
Узелок лишь отдала,
Сел зайчишка на опушке
И прижав от страха ушки,
Начал горько-горько плакать.
Вот идет петух с косой.
Петух:
Плачешь ты о чем, косой?
Заяц:
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А лисица – в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
Петух:
Не горюй, приятель, вскоре
Твоему поможем горю!
Покажу лисе косу,
Живо выгоню лису!
Заяц:
Да ее собаки гнали, но с испугу убежали,
Гнал и сам медведь недавно,
Ты не справишься подавно!
Петух:
Поглядим. Ку-ка-ре-ку!
Вон, лиса!
Убирайся прочь в леса!
Вот возьму косу на плечи!
Я иду лису посечи!
Лиса:
Что ты, Петя, не спеши,
Мне одеться разреши.
Петух:
Прекрати пустые речи,
Прочь пошла, плутовка, с печи.
Ведущая:
Ох, и струсила лиса,
Прыг с печи, да и в леса!
Припустила во весь дух – напугал ее петух!
С той поры зайчишка с Петей
Лучшие друзья на свете.
Ведущая: Ребята, вы, наверное, догадались, как называется эта сказка? Какое право здесь было нарушено? (ответы детей)
Правильно, молодцы, в этой сказке говорится о том, что никому не позволено вторгаться в ваш дом. Каждый должен чувствовать себя в безопасности. Любой ребенок имеет право на жилье и неприкосновенность жилища.
А сейчас пришло время перевернуть следующую страницу.
Выходит Айболит
Айболит:
Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
У кого болит животик?
У кого чихает носик?
У кого температура?
Кто не делал физкультуру?
(Айболит ставит детям “градусники”, раздает витаминки, слушает)
Айболит: Я добрый доктор Айболит, я лечу всех зверей, всех взрослых и детей. Я прибегу к вам на помощь сразу же как вы меня позовете. Но было бы лучше, если бы вам, никогда не приходилось меня вызывать. А что же вы должны делать, чтобы не болеть? (ответы детей). Ой, какие вы умненькие, а вот я игру знаю, на вопросы которой вы точно не знаете ответа.
Ведущая: Задавай свои вопросы, добрый доктор Айболит.
Игра “Это можно или нет”
Я сосульку полижу
И снежочком закушу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
Буду кушать апельсины,
В них так много витаминов,
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
Вот Барбос, бродячий пес,
Я схвачу его за хвост.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
На зеленый свет, друзья,
Вместе с мамой пойду я.
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет?
Не забудь перед обедом
Пирожком перекусить.
Кушай много, чтоб побольше
Свой желудок загрузить.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
За здоровьем я слежу,
На зарядку выхожу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
Айболит: Молодцы, ребята, помните, что вы всегда можете рассчитывать на помощь врача. Это ваше право – право на медицинский уход.
Ведущая: Спасибо, доктор Айболит, теперь мы знаем, что каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь. А мы отправляемся дальше в путешествие по страницам книги о правах детей. Перевернём страницу нашей волшебной книги?
Звучит один куплет песни о школе
Ведущая: Дорогие мои ребята, совсем скоро вы отправитесь в школу и многое там узнаете нового и интересного. Ведь все – все дети на земле имеют право на образование. А быть образованным, много знать – это значит радостно жить, ведь как здорово много знать и многое уметь, тогда жизнь становится яркой, интересной и радостной!
Танец под песню “Мы на свет родились, чтобы радостно жить”
Ведущая: Сегодня праздник, и мы будем петь, играть, плясать и, конечно, к нам придут замечательные гости.
(После танца под веселую музыку в зал вбегает Игрулька. Она одета в яркий комбинезон, к которому пристегнуто за пуговицы много разных маленьких мягких игрушек. Когда она скачет, кружится, несколько игрушек падают на пол.)
Игрулька: Кто сказал играть?
Ведущая: Ой, вы кто такая! С вас игрушки так и сыплются!
Игрулька:
Я – Игрулька. Все дети меня знают. Я всегда прячусь среди игрушек и подсказываю ребятам, с какой надо поиграть. Дети меня не замечают, они так заняты игрой. И вот сегодня я пришла к вам на праздник. Очень хочу с вами петь, играть, веселиться.
Всех зову я в хоровод,
В разноцветный хоровод,
В небе солнце закружилось –
Выходи плясать народ!
«Разноцветная игра»
Игрулька: Какие вы молодцы! И за это я подарю вам весёлые игры.
Становитесь в круг скорей!
Эстафеты: «Передай мяч над головой»
«Пронеси воздушный шарик на ракетке»
Игрулька: Немножко устали? Предлагаю немного потанцевать!
Танец-игра «Мы налево повернулись…»
Ведущая: Мы желаем вам, ребята:
Счастья большого, как шар земной
Звонкости смеха, как эхо весной
Нежности матери, как зелень берез
Все, что задумали, чтобы сбылось!
Ведущая: Ребята, мы сейчас узнали ещё об одном праве каждого ребёнка. Это право – на достойный отдых!
Игрулька: Как хорошо отдыхать с друзьями. Давайте споём песенку
Песня «Вместе весело шагать»
Ведущая: Есть страны, где сейчас, к сожалению, идет война. И детям, живущим в этих странах, бывает очень страшно, они нуждаются в защите и помощи взрослых. Вы пока ничем не можете им помочь, но зато вы можете вырасти людьми, которые никогда не будут злыми и жестокими.
Дети:
1
Пусть не будет войны никогда,
Пусть спокойными спят города,
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
2
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат,
Оглашают пусть наши леса,
Только птиц и детей голоса,
И пусть мирно проходят года
Песня «Пусть всегда будет солнце»
Ведущая: Каждый ребёнок имеет право – жить под мирным небом, ведь только тогда будут соблюдаться все ваши права, о которых мы с вами говорили. Давайте ещё раз их вспомним. На что вы имеете право?
Ответы детей: (на семью, на дом, на мед. обслуживание, на образование, на достойный отдых, на мирную жизнь и др.)
Ведущая: Молодцы, ребята! Мы ещё раз поздравляем вас с этим замечательным праздником – Всемирным днём ребёнка. Помните, у вас есть права. Но и не забывайте, что у вас есть и обязанности: слушаться взрослых, хорошо учиться, помогать родителям. С праздником!
Заключение
Праздник очень понравился детям. Они с удовольствием к нему готовились, разучивали роли, репетировали, как настоящие артисты. В ходе театрализации чувствовали себя раскрепощено, были очень артистичны и нашли эмоциональный отклик в зрительном зале.
Новизна данной методической разработки заключается в том, что она позволяет в игровой форме знакомить детей дошкольного возраста с гражданскими правами и обязанностями, что очень облегчает довольно непростую задачу. На примере известных сказок дети понимают сущность и значимость многих статей Конвенции о правах ребёнка.
Велика и практическая значимость данной методической разработки. Она может использоваться Уполномоченными по правам ребёнка в ДОУ, воспитателями, родителями в направлении работы по правовому просвещению детей дошкольного возраста.