Получи документы

Разнообразие физкультурных минуток и их роль в организованной образовательной деятельности

Эльвира Сергеева
Разнообразие физкультурных минуток и их роль в организованной образовательной деятельности

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий» К. Д. Ушинский

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время организованной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.

Публикация «Разнообразие физкультурных минуток и их роль в организованной образовательной деятельности» размещена в разделах

Педагоги должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут организованной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут.

Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, зевать, отвлекать других. Очевидный сигнал для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!

Физкультурные минутки - необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему, восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине организованной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида.

Не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Кроме того, энергичные движения и дыхание усиливают кровообращение в мозгу, что тоже способствует снятию утомления. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности.

Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Методика проведения физминуток :

1. Подобрать физминутку с учётом :

- возрастных особенностей детей;

- индивидуальных особенностей детей;

- темы непосредственно образовательной деятельности, на котором будет проводиться физминутка.

2. Подготовить специальный инвентарь, если необходим для проведения физминутки

3. Выучить физминутку наизусть.

Основные требования к проведению физкультминуток :

- проводятся на начальном этапе утомления 8-13-55-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

- отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;

- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

- подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним.

Физкультминутки во время рисования и печатания целесообразно проводить стоя за столами или около них.

На устных занятиях физминутки можно проводить сидя за столом, поскольку на этих занятиях дети находятся в более свободных позах и имеют возможность чаще менять положение тела.

Виды физкультминуток многочисленны :

1. Обще-развивающие упражнения.

Известно, что тонус мышц передней части туловища имеет естественное преобладание над тонусом мышц задней поверхности, что является одной из основных причин нарушения осанки – сутулости, наклона головы вперёд.

Поэтому, проводя физминутку, необходимо уделять внимание укреплению мышц задней части тела. Преобладающее место занимают упражнения, которые связаны с наклонами туловища назад с сильным напряжением мышц.

С целью предупреждения бокового искривления позвоночника (сколиоза) необходимо укреплять мышцы боковой поверхности туловища. Для этого выполняют наклоны вправо-влево с напряжением соответствующих мышц.

2. Подвижные игры. (Игры средней и малой подвижности) Игры на внимание «Капуста-морковка», «Карлики - великаны»

3. Танцевальные движения под музыку, пение воспитателя и детей. (Можно использовать между занятиями) Например: музыкальные физминутки – Фиксики «Помогатор», «Самолет»

4. Упражнения для отдельных частей тела:

-Зрительная гимнастика, мимические упражнения

-обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

- укрепляет мышцы век;

- снимает переутомление зрительного аппарата;

Кот.

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

- Игры руками

- Пальчиковая гимнастика

Во время выполнения детьми работ по печатанию букв и рисованию быстро устают мышцы пишущей руки. В результате этого нарушается навык правильного письма, замедляется скорость печатания и рисования. Для устранения усталости мышц кисти выполняют разные упражнения в виде ритмических сжиманий и разжиманий пальцев, потряхивания кистями и другие. Целесообразно проводить стоя за столами или около них

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я

Вместе дружная семья!

5. Двигательно-речевые

Дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

6. Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

«Дровосек»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.

Физминутка необходима и важна, это - "минутка" активного и здорового отдыха. Физминутка - это весело, интересно и полезно!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности «Осень» Конспект организованной образовательной деятельности «Осень» Работу выполнила воспитатель МБУ Д/С №90 «Золотое Зернышко» Федорычева О. А.

Конспект организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности «Рисуем для птичек» Цель: вызвать интерес у детей сочувствие к игровым персонажам занятия: детей 2 лет учить рисовать концом кисти зерна; детей 3 лет продолжать.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Изготовление народной куклы-оберега «Девкина забава» Программное содержание: -Продолжать знакомить детей с русскойнародной культурой:дать.

«Зима». Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области.

Конспект организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области познание Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №36» городского округа город Салават Республики.

Конспект организованной образовательной деятельности «Солнышко лучистое» Конспект организованной образовательной деятельности Область художественно-эстетическое развитие Тема: «Солнышко лучистое» Программное.

Конспект организованной образовательной деятельности «Золотая рыбка» Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) Воспитатель:.

Конспект организованной образовательной деятельности «Волшебные камешки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (ясли-сад) №13 «Сказка» Организованная образовательная деятельность.

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности Месяц Тема занятия Программные задачи Компьютерный диск (игра) Сентябрь 1. Знакомство с устройством компьютера. 2. Сравнение предметов.

Семинар «Дидактические игры в организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей» Дидактические игры в организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей Уважаемые педагоги, хочу поделиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разнообразие физкультурных минуток и их роль в организованной образовательной деятельности
Опубликовано: 9 октября 2016 в 14:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД