Приложение МААМ

Консультация «Развитие чувства юмора у дошкольников — залог успешной социализации»

Светлана Ишунина
Консультация «Развитие чувства юмора у дошкольников — залог успешной социализации»
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с ФГОС ДО развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками является одной из основных задач социально – коммуникативного развития.

Публикация «Консультация „Развитие чувства юмора у дошкольников — залог успешной социализации“» размещена в разделах

Эмоциональный интеллект - это умение человека понимать свои и чужие эмоции и чувства, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач

Если не развивать эту способность, ребенок не сможет коммуницировать с другими и работать в команде, а совместная работа бывает важна даже в очень простых делах, например, передвинуть что-то тяжелое. Если ребенка не понимают или он не понимает других, то он может уйти в депрессионное состояние или, наоборот, проявлять агрессию. Проблемы в эмоциональной сфере отражаются на сне, обучении, самореализации. Вот почему познание эмоций и чувств – важная часть познания.

Распознав свои эмоции и научившись правильно проявлять их ребенок приобретет социальный интеллект.

Социальный интеллект - умение ладить с другими.

На первый взгляд, все понятно, все очень просто и все решаемо. Но действительно ли все так просто?

Думаю, вы согласитесь со мной, что живя в мире информационных технологий и век скоростей мы все реже можем увидеть проявления таких обычных человеческих чувств, как сопереживание, отзывчивость, удивление, сорадость… Вернее, мы замечаем их дефицит по отношению к себе. Между тем, сами не всегда проявляем собственные социально важные эмоции.

Радость — одна из основных положительных эмоций и одна из главных ценностей для ребенка. Дети природой созданы для радости и смеха. Но… Как много времени в жизни наших детей выделено на радость? Как мы взрослые реагируем на бурные проявления этой радости? Сколько раз в день мы смеемся сами? Есть ли место радости и смеху в семьях наших воспитанников?

Очень часто дети определяют мамино настроение как «грустное», «невеселое», и даже «сердитое», а папино как «серьезное»…. А любимыми занятиями являются игры на планшете. С гаджетами современным детям интереснее, чем с мамой и папой.

Дети должны смеяться и смеяться много. Смеяться – это хорошо, и в детях в дошкольном возрасте должно заложиться, что так надо жить. Если дети смеются в детстве, они счастливы во взрослой жизни. Смеясь, детям гораздо легче расстаться и со своими обидами, и со страхами, и с капризами, легче адаптироваться в детском коллективе. Смех защищает человека, делает его сильнее и неуязвимее. Особенно это важно сейчас, когда так возросли детские неврозы, а значит, дети остро нуждаются в психологической разрядке.

Такой психологической разрядкой может служить юмор.

Использовать юмор в воспитании и обучении, как ценное педагогическое средство призывали А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили. По их мнению, юмор обладает положительным эффектом, ослабляющим стресс, укрепляющим здоровье человека и социальные связи, позволяющим оптимистично воспринимать возникающие проблемы. Они призывали взрослых создавать установку на веселье, радость, развивать чувство юмора. Призывали поощрять удачные шутки, проявление находчивости, научить ребёнка смотреть на мир с улыбкой.

В моей педагогической практике нередко встречаются дети с заниженной самооценкой. Им свойственны:

-высокая самокритичность, неудовлетворенность своей деятельностью;

-высокая чувствительность к критике, обидчивость;

-нерешительность и страх совершить ошибку;

-боязнь не оправдать чьи-либо ожидания, желание всем угодить;

-необоснованное чувство вины;

-враждебность и беспричинная защитная позиция к окружающим.

Такие дети чаще подвержены нервным срывам, что в свою очередь отдаляет их от коллектива. Их не принимают в игры, над ними часто подшучивают.

Изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что детей непременно надо учить шутить.

Главным объектом изучения стало пособие Н. В. Микляевой «Поделись улыбкою своей» по развитию чувства юмора у дошкольников. В пособии описаны теоретические подходы к определению понятия "чувство юмора", дана характеристика чувства юмора у детей по возрастам, предложены методические рекомендации по развитию чувства.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Считаю работу по развитию чувства юмора актуальной, особенно сейчас, когда основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям становится главной задачей взрослых.

Актуальность заключается еще и в том, что одним из основных принципов ФГОС является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития (важно не пропускать сенситивные периоды в жизни ребенка). А возраст 5-7 лет является сенситивным периодом для развития чувства юмора, а также периодом для формирования способов самозащиты ребенка.

Таким образом, работе в данном направлении присущи следующие функции:

-социально-коммуникативная (ребенок будет открыт к общению с окружающими, научится вносить атмосферу жизнерадостности в группу; юмор сформирует такие качества, как открытость, доверчивость, раскрепощенность, поможет установить дружеские отношения и наоборот снизить обидчивость; расширятся представления детей о нормах социального поведения);

-развивающая (юмор обладает определенной логикой, доказательностью, что способствует развитию интеллекта, критического мышления, остроты видения мира, наблюдательности)

Кроме того, с детьми в группе была проведена беседа по следующим вопросам:

1. Что тебе кажется смешным?

2. Что тебя недавно рассмешило? (дома, на прогулке, в детском саду).

3. Какие знаешь смешные истории, стихотворения, сказки?

4. Кто самый веселый дома?

5. Где ты чаще смеешься? 6. Как ты думаешь, может ли веселый человек быть обидчивым, сердитым? 7. Что такое юмор? Он нужен? Для чего?

Ответы на вопросы показали следующее:

1. Что тебе кажется смешным? (клоун, фокус, смешные рожицы, картинки, поведение животных) 2. Что тебя недавно рассмешило? (поведение животных).

3. Какие знаешь смешные истории, стихотворения, сказки? (мультфильмы, картинки в книжке)

4. Кто самый веселый дома? (Называют маму, папу, дедушку, но смешное вспоминают с трудом) 5. Где ты чаще смеешься? (в детском саду, с друзьями) 6. Как ты думаешь, может ли веселый человек быть обидчивым, сердитым? (не знают)

7. Что такое юмор? Он нужен? Для чего (большинство детей не имеют понятия «юмор», думают нужен, чтобы было весело)

Анализируя ответы детей, беседуя с ними, я пришла к выводу: дети определяют смешное, но понятие «юмор» неточное; дети мало смеются дома, смешное находят в мультфильмах; к сожалению, юмору нет места в семье, что говорит о низком уровне эмоциональной комфортности, что влечет ранимость, чрезмерную обидчивость, а порой и агрессию по отношению друг к другу.

Тогда появилась цель: способствовать развитию у детей чувства юмора как инструмента в установлении доброжелательных отношений.

Для этого необходимо решать следующие задачи:

1. Учить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свое чувство юмора;

2. Формировать умение распознавать чувство юмора других людей в разных его проявлениях: в произведениях детской художественной литературы, в искусстве;

3. Развивать фантазию и творческую активность в разных видах детской деятельности;

4. Развить навыки коллективного общения, чувства эмпатии к близким и друзьям.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ соответствуют Целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Реализация проекта

Этапы работы с детьми. Условия Упражнения, методы, приемы

Первый этап

(На данном этапе формируем предпосылки к развитию чувства юмора)

Создаем условия, сязанные с развитием взаимоотношений детей и коммуникативной природой юмора (доброжелательность и умение сопереживать-сорадоваться, умение видеть во всем хорошее, оптимистический взгляд на мир)

Создаем жизнерадостную атмосферу

«Дикопляс», «Топотун» (выплеск неуправляемой двигательной активности)

«Растопыр»

«Покажи страху язык», «Улыбка джунглей»

«Шевеление ушами», «Игра бровями»

«Солнечное свечение»

Традиции группы: «Минутки веселой пантомимы», «Смехочтение», «Конкурс фантазеров», «Картинная галерея»

Создаем условия, связанные с интеллектом воспитанников (умение видеть противоречия и прогнозировать их, воспринимать смешное в текстах картинках, ситуациях, воспринимать противоречия как целостность – одновременно как нечто смешное и серьезное) Приемы ТРИЗ:1-я стадия:-постановка проблемы многофункционального использования вещи (что можно сделать с лампочкой);

-выявление противоречий (что хорошего и плохого в солнце);

-разрешение противоречий через изменение предметов (можно ли быть большим и маленьким одновременно)

2-я стадия:-метод «фокальных объектов» (видоизменение и улучшение, например: «смеющееся яблоко», «бегущее яблоко»)

-метод синектики, «объединение разнородных элементов, аналогии» (что общего между слоном и столом)

Второй этап

(На данном этапе внимание уделяется развитию у детей понимания юмора и способности моделировать смешное (ситуации, рассказы, рисунки)

Отрабатываем приемы и методы, освоенные на первом этапе (при работе с текстами и ситуациями, вызывающими смех и улыбку (см. Программу)

Учим находить приемы создания смешного в текстах и иллюстрациях

Учим моделировать «смешное», не допускать насмешки, «недоброго смеха»

(-Получился «злой смех» как у Тролля из «Снежной королевы».Давайте придумаем, как вытащить осколок волшебного зеркала из глаз или сердца насмешника, обыграем ситуацию)

1-я стадияХудожеств. лит-ра:

+- методы обучения детей стратегиям решения проблемных задач (Кошка и шуба. Чем похожи? Чем не похожи)

- методы аналогии: по форме (рассматриваемые предметы похожи по форме: сосулька-карандаш, палка, нож); по цвету (солнце-одуванчик, цыпленок, лампа); по функции (летит самолет-бабочка, пыль, Баба-Яга); по свойству (колючий ежик-кактус, елка, борода); по структуре (снег-одеяло, дупло-дом, облако-вата)

-метод «гирлянд и ассоциаций» (от исходного слова с помощью педагога составляют цепочку ассоциаций (дети – цыплята или медведь, цыплята – солнце или галоши, солнце – блин или чемодан, блин – хлеб или песок, хлеб – двор или кухня)

-прием «умолчания»(Шубка, которая мяукает, лазает по деревьям и ловит мышей) + придумать смешное про слона и лейку, гриб и зонтик

-прием «пропуска члена ассоциативной цепочки»(выстраиваем вместе цепочку: лес гриб корзинка суп, убираем 1 или 2 слова, пока не будет придумана смешная ситуация: например про корзинку и суп)

-прием «передвигания» в вопросах-шутках( «Зачем язык во рту?», «Почему дождь идет? –По улице. –Нет, дождь идет, потому что гроза началась»

2-я стадия-Игры: «Смешные слова»(рифмовка, второе слово не имеет значения: холодильник – молодильник, челодильник, телодильник, голодильник….) «Смешалости»(рисуем животное или рожицу на листе, перегнутом на 3-4 части)

-картины-нелепицы;

-небылицы;

-работа с картинками «Добрый смех-злой смех»

3-я стадия - ознакомление детей со стадиями восприятия и понимания какого-либо явления как смешного (по А. Зиву): -подготовка –содержание шутки –баланс напряжения-расслабления –когнитивные процессы –когнитивное наслаждение

Игры: - «Поиск клада» по принципу «горячо-холодно», в кладе смешные задания

-«Ромашка» со смешными заданиями

Третий этап (На данном этапе ориентируем детей на изначально доброжелательный настрой по отношению к другим людям, особенно при проявлении негативной, злой и агрессивной реакции со стороны, учим «гасить» негатив признанием своей ошибки и спокойным молчанием) Специальные занятия с воспитанниками (Н. В. Микляева «Поделись улыбкою своей»)

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Чувство юмора прежде всего воспитывается у ребенка в семье, начиная с младенчества. Если родители будут отличаться эмоциональной открытостью и позитивным взглядом на жизнь, то и чувство юмора в такой семье станет обязательным атрибутом. Ребенок, находясь в атмосфере эмоционального комфорта, глядя на родителей, научится шутить и понимать шутки.

ФОРМЫ РАБОТЫ НАЗВАНИЕ

Анкетирование «Юмор в кругу семьи»

Оформление буклета «Польза смеха»

«Говорят дети»

Консультация «Использование игровых шуток», «Развитие чувства юмора у дошкольников»

Совместная деятельность «Вечер шутки и смеха»

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Планомерная и систематическая работа отразились на микроклимате группы. Ребята

успешно усвоили правила юмора:

-нельзя подвергать осмеянию личность ребенка, можно смеяться лишь над отдельной чертой его характера либо конкретным поступком;

- высмеивать можно только то, что ребенок может исправить, изменить;

- не стоит первым начинать смеяться над собственной шуткой, даже очень удачной;

- грубые шутки есть свидетельство низкой внутренней культуры человека;

- шутка должна быть доброй, и никак не должна обидеть человека;

- нельзя сердиться на проявление юмора детьми, нужно всегда быть готовым ответить на их шутку, уметь посмеяться над собой.

А самый главный критерий успешности заключается в том, что дети меньше стали обижаться за пустяки. Очень хочется надеяться, что в семьях юмор будет одним из самых главных духовных ценностей.

Публикации по теме:

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б. «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Ритмическая способность.

Формирование познавательной самостоятельности и инициативности дошкольника, как условие успешной социализации Формирование познавательной самостоятельности и инициативности. Успешная социализация дошкольника не может осуществиться без развития таких.

Организация индивидуальной работы для успешной социализации ребенка с нарушением зрения Цель: *Предупреждение и коррекция вторичных отклонений в развитии ребёнка; *Формирование компенсаторных способов деятельности; *Подготовка.

Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста [Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста ][] Дошкольное детство – большой и очень ответственный.

Развитие чувства ритма у дошкольников «Развитие чувства ритма у дошкольников». Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной.

Развитие коммуникативных способностей, как одно из условий успешной социализации детей с моторной алалией К. В. Попова, учитель-логопед, первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Сказка — ключ к успешной социализации младших дошкольников Сказка - ключ к успешной социализации младших дошкольников. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является.

Современная модель успешной социализации дошкольников путем духовно-нравственного воспитания Щукина А. А. воспитатель МБДОУ №175 г. Ульяновска первой квалификационной категории Аннотация: В данной статье поднимается проблема об.

Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей Тема «Личностные и профессиональные качества педагога,как залог успешной адаптации детей» Сегодня каждый из нас стремится к.

Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста А. В. Порфирьева, М. В. Степанова ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие чувства юмора у дошкольников — залог успешной социализации»
Опубликовано: 1 марта 2019 в 00:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие чувства юмора у дошкольников — залог успешной социализации»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ишунина (УИ 179568) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД