МААМ-картинки

Консультация «Развитие диалогической речи детей с ОНР»

Ольга Илюшкина
Консультация «Развитие диалогической речи детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Умение произвольно строить высказывание, целенаправленно подбирать языковые средства, анализировать некоторые грамматические явления очень полезно как для последующего обучения ребёнка в школе, так и для его общего развития и, прежде всего, умственного.

Диалог является естественной средой развития личности. Диалог сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, и если нужно,вносить в неё изменения и поправки.

Публикация «Консультация „Развитие диалогической речи детей с ОНР“» размещена в разделах

На первом подготовительном этапе следует:

* повысить уровень речевой инициативы;

* формировать лексико- грамматические средства речи;

* формировать навык построения вопросительных предложений;

* развивать интонационные средства высказываний;

* развивать невербальные средства общения;

* развивать познавательные процессы.

Очень важно на данном этапе формировать у ребёнка партнёрские

позиции при ведении диалога.

Работу над диалогом я начинаю с пересказов сказок с элементами мультипликации. Это могут быть: Сказка К. И. Чуковского «Цыплёнок», русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, Петух и Лиса» и т. д.

Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Путь от диалога к монологу лежит через совместный монолог взрослого и ребёнка, но всё что может сделать ребёнок, он делает сам.

Наиболее часто используемый приём игр-драматизаций, театрализованных представлений. Он развивает интонационную выразительность, совершенствует эмоциональность речи, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребёнка в целом.

Второй этап основной – это формирование социально –коммуникативных вопросительных высказываний.

В работе активно используются проблемные ситуации, сценарии активизирующего общения, введение языкового и речевого материала в

реальные ситуации общения.

Интересен приём «Живая схема», когда один ребёнок задаёт вопросы, соблюдая план рассказа, а другой отвечает полными предложениями. Важно, чтобы каждый ребёнок побывал и схемой и рассказчиком.

Для овладения детьми разговорно- диалогической речью необходимо не только сформировать в речи детей модели вопросительных предложений, но и актуализировать их в различных коммуникативных ситуациях (разные условия общения, виды деятельности, собеседники).

В дидактических играх дети учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребёнка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в неё и другим детям. Обученный ребёнок пытается наладить игру остальных детей, объясняет им содержание и правила. Взрослый помогает ему, задавая наводящие вопросы.

Третий этап – заключительный.

Дети учатся применять полученные навыки для общения. Используются сюжетно - ролевые игры, игры – соревнования. Педагог принимает минимальное участие в диалоге. Он лишь создаёт условия для проявления речевой активности.

Следует уделить внимание диалогу и при творческом рассказывании:

- добавлении в рассказ предшествующих, либо последующих событий;

- составлении рассказов с включением (исключением) объектов;

- составлении рассказов по комплекту игрушек;

- рассказывании по частично закрытой сюжетной картине;

- придумывании рассказа про знакомого героя;

- составлении рассказа по его названию;

- придумывании рассказов по нескольким опорным словам и пр.

Остановимся на методике работы по закрытой картине. Сначала за картиной стоит педагог, а дети задают ему вопросы. Взрослый может регулировать процесс, он спрашивает: «Вы всё поняли? Что нарисовано на картине?» Один из сильных детей описывает картину, закрепляя представления остальных. Наступает момент, когда больше спрашивать нельзя. Дети рисуют закрытую картину. И тут сами собой появляются вопросы. Оказывается, они не всё спросили.

На другом занятии за картиной уже стоит ребёнок… Используется приём «Маленький учитель». Предугадать последовательность вопросов не возможно. После описания картины дети рисуют по представлению, а маленький учитель уже не отвечает на вопросы. Обязательно создаётся выставка работ и их сравнение с образцом.

Очень важно создать условия для диалога детей после выполнения рисунков, поделок, совместных работ с целью повышения коррекционно-логопедической работы по подготовке к школьному обучению.

Можно предложить множество подходов как научить ребёнка говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться, но самый лучший, конечно будет свой, собственный, неповторимый - ваш и вашего

Дидактические игры по развитию диалогической речи.

«Найди пару».

На начальном этапе обучения логопед является ведущим в игре. Детям раздаются картинки (сначала по две, затем по 3-4, а у ведущего остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого шарик?». Ребёнок, у которого есть такая же картинка поднимает её вверх. Усложняя задание, педагог требует озвучивать действие ответом: «У меня шарик». Наглядный материал в данной игре разнообразен, поэтому круг вопросов может быть широким. Можно задавать вопросы о цвете, форме, назначении, о деталях предмета. Данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (однословные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов). Данная игра может строиться по принципу «маленький учитель». Когда дети приобретают навык самостоятельной игры, логопед уступает им место ведущего. Таким образом формируется диалог между детьми. «Вопрос или нет?». Взрослый предлагает сесть тому, кто правильно ответит: то, что он сказал – вопрос или нет?

Мама купила краски. – мама купила краски?

Нянечка принесла обед. – нянечка принесла обед?

Игра «Закрытая картинка».

Взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем он просит детей : Сделай то же самое, что делает девочка на этой картинке. Дай мне такой же мячик, как на этой картинке. Дай столько же кубиков, как на этой картинке. Дети поставлены перед необходимостью спросить у взрослого: Что делает девочка? Какой мячик? Сколько кубиков? И т. д.

Игра «Сказочный зверь».

Взрослый рассказывает о портрете необыкновенного зверя. Зверь этот сказочный, чудесный, небывалый. Он сам придумал этого зверя, и если дети будут правильно задавать вопросы, они тоже смогут представить этого зверя и даже нарисовать его. Дети задают примерно такие вопросы: на кого он похож? Сколько у него лап? Какой формы у него морда? Есть ли у него шерсть, хвост? Маленький он или большой? В случае затруднений взрослый подсказывает детям: «Спросите про глаза и шею, лапы и хвост, шерсть и пр.»

Игра «Расскажу – не покажу».

На каждый стол взрослый ставит для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешает детям осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что в коробочке спрятано. Затем даё т детям задание: задавая любые вопросы, отгадать, что в коробочке соседей. Нельзя только спрашивать – что в коробочке? Дети задают друг другу знакомые, заранее отработанные вопросы. Например, какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? И т. д. Если задавшие вопросы догадались, что лежит в коробочке, и правильно назвали предмет, отвечавшие показывают игрушку. Все дидактические игры проводятся сначала при непосредственном участии взрослого, а затем самими детьми.

«Краски»

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:

- Тук-тук!

- Кто там? - Покупатель.

- Зачем пришел? — За краской.

- За какой? - За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

«Что в чудесном мешочке?»

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Игра может проводиться в дополнение к занятию.

Логопед: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».

Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.

Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.

В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

«Вопрос с подсказкой»

Цель. Учить детей задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы.

Материал. Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса. Пустая карточка — «Что это?», «Кто это?». Карточка с цветными пятнами — «Какого цвета?». Карточка с геометрическими фигурами - «Какой формы предмет или его часть?». Карточка с изображениями разобранной пирамидки - «Какие части есть у предмета?», «Какие части тела есть у животного?». Игрушки.

Ход игры:

Логопед знакомит детей с символами, после чего предлагает задавать вопросы по карточкам. Из чудесного мешочка вынимается игрушка, педагог поочередно поднимает карточки с разными символами, а дети задают соответствующие вопросы За каждый правильно сформулированный вопрос дается фишка Почти по каждому символу могут быть заданы разные вопросы Что? Что это? Что у машины написано на фургоне? На что крепятся колеса? И т. п. Какого цвета (капот, кузов, колеса, руль и др. детали?

В дальнейшем вводятся новые символы:

—схематическое изображение человечков в разных позах — «Что делают?»;

—изображены кружочки на ветке дерева, за деревом, под деревом — «Где?»;

—карточка с цифрами - «Сколько?»;

—карточка с изображением кисти руки человека — «Для чего?»;

—изображение вопросительного знака - «Почему?»;

—изображение часов — «Когда?»;

—изображение уходящего человека — «Куда?»;

—изображение подходящего человека — «Откуда?».

«Да и нет»

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры:

Предметы раскладываются на столе.

Логопед говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?

- Его надевают на тело?

- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с.? - Он круглый? Он коричневый? И т. п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаков, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Вариант игры.

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

«Что под салфеткой?»

Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал.

Материал: Карточки с символами вопросов; пять-семь предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, нож, книга); три салфетки.

Ход игры:

На столе лежат предметы, накрытые салфетками. Воспитатель говорит: «Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед вами очень сложная задача - с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если вы сначала узнаете, для чего он нужен, а потом выясните, какой он».

Дети задают вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убирают, предмет показывают детям и предлагают угадать, что лежит под следующей салфеткой. В целом игра продолжается 15-20 минут.

В ходе игры поощряется инициатива детей, стимулируются дети, пассивно себя проявляющие («А теперь ты задай вопрос»; «А теперь ты спроси» и т. п., поощряется определенный алгоритм движения мысли: «Ваня спросил: для чего он нужен? Это хороший вопрос, он поможет быстрее отгадать предмет, теперь можно спрашивать уже и про свойства предмета».

Примечание. При вопросах о функциях желательно, чтобы первый ответ не наталкивал на отгадку. Можно предложить следующие варианты ответов:

—игрушка — чтобы играть;

—элемент одежды — это человек надевает на себя;

—овощ — нужен для приготовления пищи, например салата, супа

(в зависимости от того, какой овощ используется);

—фломастер — чтобы оставлять на бумаге следы, рисовать;

—нож — разрезать что-либо;

—книга — можно узнать много интересного.

«Похожи – непохожи»

Цели. Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Материал: предметные картинки с изображением различных животных, растений, предметов.

Ход игры:

Играют две команды (или два ребенка). Логопед помещает на мольберт 2 картинки. Одна команда высказывает мнение о том, что изображенные объекты непохожи, и называет отличающие их признаки. Другая команда доказывает, что объекты похожи.

Примерные пары: собака и пчела; курица и рыбка; аквариум и улей; скамейка и кресло; ромашка и календула; дерево и цветок и т. п.

Собака и пчела непохожи: собака большая, а пчела маленькая.

—Они похожи, так как они обе живые (животные).

Они непохожи: собака – зверь, а пчела — насекомое.

—А мы думаем, что они похожи. И собака приносит пользу человеку и пчела.

—Они выглядят по-разному.

—И пчела, и собака могут укусить и т. д.

Обсуждение каждой пары — отдельный раунд. В раунде побеждает тот, за кем осталось последнее слово.

«Отвечай быстро»

Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Ход игры:

Логопед, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

— Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному

из детей.

— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

«Так бывает или нет?» (Небылицы)

Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога : не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Ход игры:

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

- Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

—Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.

Сделали из снега горку и стали с нее кататься.

—Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.

—У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:

сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

«Ошибка»

Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Ход игры:

Логопед: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.».

Примеры суждений:

—Карлсон жил в маленьком домике у леса.

—Пятница идет после среды.

—Буратино — один из жителей цветочного городка.

—Мыть руки вредно для здоровья.

—Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

—Если на деревьях есть листья, то это лето.

Публикации по теме:

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Автор публикации:
Консультация «Развитие диалогической речи детей с ОНР»
Опубликовано: 20 мая 2020 в 00:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие диалогической речи детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Илюшкина (УИ 1971076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД