Ираида Вощинина
Развитие графомоторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста для закрепления образа букв
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В рамках изменения Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» принят стратегический план по переводу детей на предшкольное образование. Определено, что главной целью предшкольной подготовки является выравнивание стартовых возможностей школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Задачи предшкольного образования разнообразны. Среди них необходимо выделить центральные: оказание помощи в социализации детям и их семьям, поддержка развития личности ребенка, психопрофилактика и психокоррекция нарушений в развитии личности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Публикация «Развитие графомоторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста для закрепления образа букв» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В контексте готовности ребенка к школе на первое место выходит сформированность предпосылок учебной деятельности, о наличии которых говорят параметры, которые фактически являются показателями развития произвольности (Д. Б. Эльконин):
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия,
- умение ориентироваться на заданную систему требований,
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые им в устной форме,
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Среди компонентов психологической готовности к школе выделяются учебно-важные качества (мотивы учения, зрительный анализ (образное мышление, уровень обобщений (предпосылки логического мышления, способность принимать учебную задачу, графический навык, произвольность, регуляция деятельности в условиях пошаговой инструкции взрослого, обучаемость – восприимчивость к обучающей помощи, вербальная механическая память, вводные навыки как элементарные представления о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности, а именно речевые, математические навыки и навыки учебной работы (Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков).
Формирование психологической готовности к школе в реальной образовательной практике имеет четко выраженную когнитивную направленность при недостаточном внимании к личностной, психофизиологической и физической составляющих развития. Так, например, у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв, и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР).
У большинства детей данной категории при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться.
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Часто приходится слышать от учителей «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графические навыки у ребенка вовремя не сформированы.
Ведь письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.
Работая на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, понимаю, как важно построить образовательный процесс коррекционного направления правильно, ведь это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети с особыми образовательными потребностями.
Так, например, из результатов обследования или наблюдения педагога-психолога, в ходе психолого-педагогического консилиума наблюдается у детей с ОНР:
• недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация движений, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
• недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.
Следовательно, возникает необходимость создания «зоны актуального развития» детей, у которых нарушена мелкая моторик пальцев рук, отрицательно сказывающаяся на развитии познавательной деятельности ребенка. Дети группы отличаются недостаточностью самоконтроля и пространственно- временной ориентировки, допускают зеркальность при письме. Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые владением письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цел ь- создание эффективных, оптимальных условий для развития речи и подготовки руки дошкольника к письму.
Задачи:
• повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графо-моторными навыками);
• развитие графо-моторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма;
• развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы;
• совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии;
• консультировать педагогов и родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников с ОНР;
• создание картотеки игр, как средство развития графо-моторных навыков.
Источники самообразования:
- методическая литература (см. приложение),
-интернет-ресурсы (см. приложение),
-курсы повышения квалификации,
-методические объединения (ПТГ «Социально- педагогические условия социокультурной интеграции детей с ОВЗ», сетевой проект «Проектирование непрерывной образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями»)
-показ открытых мероприятий (Открытый показ ННОД «Конструирование в технике оригами «Сорока-белобока» в рамках реализации сетевого проекта «Проектирование непрерывной образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями»)
Работа проводилась исходя из поставленных задач и представлена в плане мероприятий по месяцам, направлениям работы и практическими выходами.
План мероприятий:
Сроки Направление работы Практические выходы
СЕНТЯБРЬ Проанализировать психолого - педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения». Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме:
(см. приложение 1)
ОКТЯБРЬ Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей на начало учебного года; Предложить детям выполнить следующие задания:
- Рисование по трафаретам
- Штриховка.
- Работа со счетными палочками.
- Работа с разными крупами.
- Упражнения «Пальчиковые шаги»
- Конструирование из бумаги в технике оригами
НОЯБРЬ Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов (в течение всего года). - Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».
- Пальчиковая гимнастика, физминутки.
- Лепка из пластилина
- Работа с конструктором Лего.
- Рисование по трафаретам.
- Штриховка.
- Игры с мелкими предметами.
- Работа с разными крупами.
ДЕКАБРЬ Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.
Продолжать отрабатывать умение работать в «строке»
Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук.
Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш - Различные виды аппликаций.
- Рисование по трафаретам.
-Штриховка по всем лексическим темам
- Обводка контуров предметов
- Игры с прищепками
- Совершенствование графомоторных навыков в рабочих тетрадях «Звукарик»
- Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук (Игры с пальчиками с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика)
- Конструирование из бумаги в технике оригами
- Изучение интернет-ресурсов по теме.
ЯНВАРЬ Продолжать учить детей ориентироваться на листе;
Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.
Проводить пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности
Предоставить родителям информацию по данной теме. -Пальчиковая гимнастика, физминутки.
-Пальчиковые игры со стихами, со
скороговорками.
-Пальчиковый театр.
-Лепка из пластилина
-Работа с конструктором Лего.
-Различные виды аппликаций
- Рисование по клеткам (зрительные и слуховые диктанты)
-Рисование по трафаретам.
-Штриховка по всем лексическим темам
- Дорисовка.
- Лабиринты.
- Дидактические игры.
- Шнуровка.
- Игры с мелкими предметами.
- Пазлы, мозаика.
-Составление картотеки «Самомассаж кистей и пальцев рук»
-Изучение интернет- ресурсов по теме.
- Провести консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков у воспитанников».
ФЕВРАЛЬ Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.
Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей.
Продолжать развивать у детей воображение и графический навык. - Продолжать работу по развитию мелкой моторики (см. выше)
- Работа над развитием графомоторных навыков в рабочих тетрадях со штриховкой, по математике.
-Работа с трафаретами по всем лексическим тема
- Обведение по точкам
- Конструирование из бумаги в технике оригами
- Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома»
МАРТ -Продолжать изучать литературу по данной теме.
-Продолжать развивать у детей графический навык. -Знакомство с литературой:
1. Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятия рисованием//Дошкольное воспитание,
1987. - С. 49-53.
2. Алексеева Е. Н. Рука- волшебница. - Псков, 2005.
-Предложить детям выполнить упражнение: обвести по точкам цветными карандашами, затем раскрасить рисунок.
- Упражнять в составлении фигурок из счетных палочек или спичек
- Копирование по точкам
АПРЕЛЬ Продолжать развивать у детей графомоторные навыки. - Игры в песочнице с песком.
- Продолжать работу по развитию мелкой моторики. (см. выше)
- Совершенствовать навыки развития графомоторных навыков в рабочих тетрадях со штриховкой, по математике.
- Теневые игры (с пальчиками)
- Конструирование из бумаги в технике оригами
МАЙ -Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года. -Выполнение всех отработанных заданий в течение всего учебного года
-Анализ результатов исследования: «Чему мы научились».
Буклет «Рекомендации по последовательности формирования графомоторных навыков у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
- Рекомендации родителям для работы на летний период.