Получи документы

Развитие графомоторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста для закрепления образа букв

Ираида Вощинина
Развитие графомоторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста для закрепления образа букв
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

В рамках изменения Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» принят стратегический план по переводу детей на предшкольное образование. Определено, что главной целью предшкольной подготовки является выравнивание стартовых возможностей школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Задачи предшкольного образования разнообразны. Среди них необходимо выделить центральные: оказание помощи в социализации детям и их семьям, поддержка развития личности ребенка, психопрофилактика и психокоррекция нарушений в развитии личности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Публикация «Развитие графомоторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста для закрепления образа букв» размещена в разделах

В контексте готовности ребенка к школе на первое место выходит сформированность предпосылок учебной деятельности, о наличии которых говорят параметры, которые фактически являются показателями развития произвольности (Д. Б. Эльконин):

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия,

- умение ориентироваться на заданную систему требований,

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые им в устной форме,

- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Среди компонентов психологической готовности к школе выделяются учебно-важные качества (мотивы учения, зрительный анализ (образное мышление, уровень обобщений (предпосылки логического мышления, способность принимать учебную задачу, графический навык, произвольность, регуляция деятельности в условиях пошаговой инструкции взрослого, обучаемость – восприимчивость к обучающей помощи, вербальная механическая память, вводные навыки как элементарные представления о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности, а именно речевые, математические навыки и навыки учебной работы (Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков).

Формирование психологической готовности к школе в реальной образовательной практике имеет четко выраженную когнитивную направленность при недостаточном внимании к личностной, психофизиологической и физической составляющих развития. Так, например, у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв, и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР).

У большинства детей данной категории при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться.

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Часто приходится слышать от учителей «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графические навыки у ребенка вовремя не сформированы.

Ведь письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.

Работая на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, понимаю, как важно построить образовательный процесс коррекционного направления правильно, ведь это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети с особыми образовательными потребностями.

Так, например, из результатов обследования или наблюдения педагога-психолога, в ходе психолого-педагогического консилиума наблюдается у детей с ОНР:

• недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация движений, неполный объем движений, нарушение их произвольности;

• недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.

Следовательно, возникает необходимость создания «зоны актуального развития» детей, у которых нарушена мелкая моторик пальцев рук, отрицательно сказывающаяся на развитии познавательной деятельности ребенка. Дети группы отличаются недостаточностью самоконтроля и пространственно- временной ориентировки, допускают зеркальность при письме. Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые владением письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цел ь- создание эффективных, оптимальных условий для развития речи и подготовки руки дошкольника к письму.

Задачи:

• повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графо-моторными навыками);

• развитие графо-моторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма;

• развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы;

• совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии;

• консультировать педагогов и родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников с ОНР;

• создание картотеки игр, как средство развития графо-моторных навыков.

Источники самообразования:

- методическая литература (см. приложение),

-интернет-ресурсы (см. приложение),

-курсы повышения квалификации,

-методические объединения (ПТГ «Социально- педагогические условия социокультурной интеграции детей с ОВЗ», сетевой проект «Проектирование непрерывной образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями»)

-показ открытых мероприятий (Открытый показ ННОД «Конструирование в технике оригами «Сорока-белобока» в рамках реализации сетевого проекта «Проектирование непрерывной образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями»)

Работа проводилась исходя из поставленных задач и представлена в плане мероприятий по месяцам, направлениям работы и практическими выходами.

План мероприятий:

Сроки Направление работы Практические выходы

СЕНТЯБРЬ Проанализировать психолого - педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения». Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме:

(см. приложение 1)

ОКТЯБРЬ Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей на начало учебного года; Предложить детям выполнить следующие задания:

- Рисование по трафаретам

- Штриховка.

- Работа со счетными палочками.

- Работа с разными крупами.

- Упражнения «Пальчиковые шаги»

- Конструирование из бумаги в технике оригами

НОЯБРЬ Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов (в течение всего года). - Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

- Пальчиковая гимнастика, физминутки.

- Лепка из пластилина

- Работа с конструктором Лего.

- Рисование по трафаретам.

- Штриховка.

- Игры с мелкими предметами.

- Работа с разными крупами.

ДЕКАБРЬ Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

Продолжать отрабатывать умение работать в «строке»

Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук.

Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш - Различные виды аппликаций.

- Рисование по трафаретам.

-Штриховка по всем лексическим темам

- Обводка контуров предметов

- Игры с прищепками

- Совершенствование графомоторных навыков в рабочих тетрадях «Звукарик»

- Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук (Игры с пальчиками с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика)

- Конструирование из бумаги в технике оригами

- Изучение интернет-ресурсов по теме.

ЯНВАРЬ Продолжать учить детей ориентироваться на листе;

Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

Проводить пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности

Предоставить родителям информацию по данной теме. -Пальчиковая гимнастика, физминутки.

-Пальчиковые игры со стихами, со

скороговорками.

-Пальчиковый театр.

-Лепка из пластилина

-Работа с конструктором Лего.

-Различные виды аппликаций

- Рисование по клеткам (зрительные и слуховые диктанты)

-Рисование по трафаретам.

-Штриховка по всем лексическим темам

- Дорисовка.

- Лабиринты.

- Дидактические игры.

- Шнуровка.

- Игры с мелкими предметами.

- Пазлы, мозаика.

-Составление картотеки «Самомассаж кистей и пальцев рук»

-Изучение интернет- ресурсов по теме.

- Провести консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков у воспитанников».

ФЕВРАЛЬ Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей.

Продолжать развивать у детей воображение и графический навык. - Продолжать работу по развитию мелкой моторики (см. выше)

- Работа над развитием графомоторных навыков в рабочих тетрадях со штриховкой, по математике.

-Работа с трафаретами по всем лексическим тема

- Обведение по точкам

- Конструирование из бумаги в технике оригами

- Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома»

МАРТ -Продолжать изучать литературу по данной теме.

-Продолжать развивать у детей графический навык. -Знакомство с литературой:

1. Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятия рисованием//Дошкольное воспитание,

1987. - С. 49-53.

2. Алексеева Е. Н. Рука- волшебница. - Псков, 2005.

-Предложить детям выполнить упражнение: обвести по точкам цветными карандашами, затем раскрасить рисунок.

- Упражнять в составлении фигурок из счетных палочек или спичек

- Копирование по точкам

АПРЕЛЬ Продолжать развивать у детей графомоторные навыки. - Игры в песочнице с песком.

- Продолжать работу по развитию мелкой моторики. (см. выше)

- Совершенствовать навыки развития графомоторных навыков в рабочих тетрадях со штриховкой, по математике.

- Теневые игры (с пальчиками)

- Конструирование из бумаги в технике оригами

МАЙ -Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года. -Выполнение всех отработанных заданий в течение всего учебного года

-Анализ результатов исследования: «Чему мы научились».

Буклет «Рекомендации по последовательности формирования графомоторных навыков у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

- Рекомендации родителям для работы на летний период.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие графомоторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста для закрепления образа букв
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 09:49
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие графомоторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста для закрепления образа букв» (включая файлы) размещена пользователем Ираида Вощинина (УИ 362802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД