Папки-передвижки

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

Светлана Анатурдыева
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

Тема: «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»

Подготовила воспитатель группы раннего возраста :

Анатурдыева Светлана Николаевна

Актуальность:

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношения к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребёнок получает в первые урок коллективного мышления.

Публикация «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» размещена в разделах

Игра – это естественное обучение, порой более действенное, чем «полезные занятия», игры-уроки и другие сложные изобретения взрослых. Достоинство игры в том, что она естественная потребность детей, не содержит в себе внешнего насилия, привлекательна и приятна. Основной вид игры в раннем возрасте – действия с предметами. Ребенок познает их свойства, соотношения, назначение, знакомится с их названиями.

Цель: Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста. Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах развития игровой деятельности в воспитательно-образовательный процесс детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы – заместители.

2. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.

3. Побуждать детей отзываться на игры – действия со звуками (живой – неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

4. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками.

5. В играх с дидактическим материалом обогащать чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов, ориентироваться в соотношении плоскостных фигур; сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

6. Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти; слуховой дифференциации; тактильных ощущений, температурных различий; мелкой моторики руки.

7. Развивать у детей желание играть вместе. Помогать им вводить подвижные игры в канву сюжетно – ролевой игры. Поддерживать интерес к подвижной игре атрибутикой, музыкальным сопровождением. Продолжать учить выполнять движения по слову (сигналу) взрослого, не мешать другим детям.

Организация предметной среды:

Предметная среда в группе должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организуются зоны, специально предназначенные для этого. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и т. д. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны быть доступные.

Детям удобнее всего играть в игровых зонах. Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство. Освоение более широкого пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек.

Один из них – реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов; например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, посуда и мебель, включающие подробные составляющие их детали, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек – прототипические – лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек – предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. В качестве заместителей могут использоваться палочки, кубики, шарики, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, пустые фигурные катушки и пр.

Помимо этого у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, птицы (курочка, петушок) и пр., сделанные из разных материалов, имеющие разные размеры и яркую окраску.

Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого следует:

• организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировать их действия;

• обсуждать с детьми домашние дела взрослых;

привлекать их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам;

• обогащать внеситуативный опыт детей : читать им книжки, рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни взрослых, других детей и пр

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

Подготовительный этап:

1. Изучение психолого-педагогической литературы.

2. Подбор дидактического и наглядного материала.

3. Обследование детей (наблюдение).

Практический этап:

1. Изучение потешек, песенок, подвижных игр, пальчиковых игр.

2. Проведение вечера «Дидактических игр».

3. Проведение мероприятия «Инсценировка сказки».

4. Проведение мероприятия «Вечер подвижных игр».

5. Проведение мероприятия «Развлечение с увлечением».

6. Проведение мероприятия «Вечер пальчиковых игр».

7. Проведение родительского собрания: «Игра – для сенсорного развития детей раннего возраста».

8. Проведение конкурса для родителей: «Игра для сенсорного развития детей руками родителей».

9. Проведены беседы: - «Развиваемся играя»

«Игрушечные истории – игрушка своими руками для игр с детьми».

10. Стенд для родителей: - «Вся жизнь насыщена игрой»; «Пальчиковые игры и упражнения»;

«Игра – это серьезно».

11. Проведены индивидуальные консультации: «Чем занять ребенка дома».

12. Оформлена картотека: «Подвижные игры»; «Пальчиковые игры»;

«Потешки».

Обобщающий этап: 1. Обследование детей. 2. Выводы.

Разновидности игры в раннем возрасте :

игры-упражнения, подвижные игры, игры связанные с освоением ручных навыков (вкладывание предметов в емкости, собирание пирамидок, мозаик и т. п.) сюжетно-отобразительная. Сюжетной называется игра, в которой ребенок изображает какие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрослых. В сюжетной игре малыш создает воображаемые ситуации и действует в них, переносит свойства одних предметов на другие. Для сюжетной игры необходимы две предпосылки: Первая – разнообразные впечатления. Вторая предпосылка – это умение ребенка подражать действиям взрослого. С чего нужно начинать учить ребенка играть? Прежде всего заинтересовать малыша игрой. Разыграть перед ним небольшое представление: кормление или купание куклы, прогулку с ней, катание ее на машине. Можно инсценировать любимый ребенком стишок или сказку. Ни в коем случае игра не должна превратиться в занятие. Недостаточно просто показать ребенку набор игровых действий и надеяться, что он сразу же сможет играть. Чтобы увлечь его, мы взрослые должны быть увлечены сами. Ведь малыш подражает не только действиям взрослого, но и заражается его эмоциональным состоянием, а игра – это прежде всего удовольствие. Нужно показать, что вам очень нравится играть. Лишь на первый взгляд кажется, что играть – просто. В игре необходимо творчество всех ее участников, в том числе и воспитателя. Постарайтесь подключить ребенка к своей игре. Он не сразу сумеет играть самостоятельно. Как и во всяком новом деле, ему требуется соучастие взрослого, его поддержка и поощрение. Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой малыша, с той, к которой у него возникло особое чувство. Игрушки, которые будут участвовать в представлении, должны иметь свою индивидуальность: они могут быть веселыми, капризными, засонями… Для того чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужны не отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала закладываю в игру элементы планирования, схемы переходов от одного действия к другому. Постепенно ввожу в игру предметы-заместители. Например, сделаю вид, что мне понадобился какой-нибудь предмет, которого нет в данный момент. Например, во время приготовления еды, а затем и кормления куклы я скажу: «Ляля сказала, что она хочет печенья. Где же оно?» перебирая предметы, привлекаю к поиску ребенка. Стараюсь стимулировать речь малыша, разговаривая с куклами и обращаясь к нему, ребёнок радуется совместным находкам. Если малыш не понимает смысла замещения, переждав несколько дней, предложу игру снова. Ребенок должен внутренне созреть для этой сложной деятельности. Постепенно нужно ограничивать свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время он уже не будет нуждаться в вашем непременном участии. И все же присутствие взрослого, его внимание еще долго будут необходимы ребенку, потому что он не всегда сам может оценить достигнутое. К концу раннего возраста в игру можно вводить элементы ролевого поведения. Это означает, что ребенок, выполняя те или иные действия, воображает себя кем-то отличным от самого себя: мамой, папой, врачом и т. п. Формирование у ребенка условных игровых действий в совместной со взрослым в игре и элементарного игрового взаимодействия, которое также вводится взрослым в сюжетный контекст, позволит подвести ребенка к концу третьего года жизни к более сложным формам сюжетной игры, в центре которых лежат игровая роль и ролевое взаимодействие со сверстником.

Работа с родителями:

Все усилия, направленные мною на овладение детьми игровой деятельности не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей, Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы:

* анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам формирования игровой деятельности детей);

* индивидуальные беседы (они дают возможность узнать, как и во что любит играть ребёнок дома);

* тематические родительские собрания (с привлечением родителей к практическим действиям);

* совместное создание предметно- игровой развивающей среды в группе.

* консультации для родителей на темы:

«Взрослые дети, игра»

«Игры на ознакомление с профессиями для детей 2-3 лет»

«Как провести свободное время с семьёй»

Всё это повышает педагогическую компетентность родителей. Такая систематическая работа дала положительные результаты.

Проводимая работа в данном направлении даёт хорошие результаты.

Обследование детей по владения игровыми замыслами выявило следующие показатели:

1. Овладели предметно — игровыми способами игры – 42%

2. Совершают одно игровое действие с разными игрушками и разные действия с одной игрушкой – 68%

3. Владеют предметами заместителями -89%

4. Умеют играть вместе -68%

5. Умеют занять себя игрой -63%

6. Владеют предметно – игровой средой -89%

Итак, игровая деятельность детей третьего года жизни проходит большой путь развития : от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношений. Игра становится всё более самостоятельной и творческой. Малыши овладевают самостоятельной игрой, чувствуют себя по-настоящему счастливыми.

Результат работы:

Ребёнок эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым. Подражает его действиям и принимает его игровую задачу.

Может играть рядом, не мешает другим детям, подражать действиям сверстника.

Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.

Использует в игре замещение недостающего предмета.

Общается в диалоге с воспитателем.

В самостоятельной игре сопровождает действия своей речью.

Следит за действиями героев кукольного театра.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста» Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп,.

План работы по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рукавичка» План работы по самообразованию «Сенсорное.

План самообразования по теме «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» Тема: «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста». Актуальность Современная система дошкольного образования в настоящее время.

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста Из года в год повышается роль дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Личностные.

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования игровой инновационной технологии — лэпбука Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста. Поэтому, так важно уделять особое внимание речевому развитию.

Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности Одним из главных новообразований периода раннего детства является развитие речи детей. В ходе исследования выявлена следующая проблема:.

Развитие сотрудничества в игровой деятельности у детей дошкольного возраста Развитие сотрудничества в игровой деятельности у детей дошкольного возраста Сотрудничество - это порождение культуры и результат культурного.

Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть,.

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС «Особенности детской игры в современных условиях» Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС «Наиболее.

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста Маленькие дети - очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь все, что их окружает, так интересно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 14:27
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД