Получи документы

Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством сенсорной сказки

Виктория Казакова
Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством сенсорной сказки
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством сенсорной сказки»

В настоящее время многие дети (придя в образовательное учреждение) испытывают трудности в коммуникации. В большинстве случаев это связано с отсутствием (недостатком) контактов со сверстниками, дефицитом детско-родительских отношений и увеличением информационного потока (гаджетозависимость).

Публикация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством сенсорной сказки» размещена в разделах

Для решения данной проблемы педагогами предлагаются разные приемы работы со сказкой, так как именно сказка всегда была понятна и интересна детям, и работа над ней позволяет решить различные проблемы, в том числе и коммуникативные.

Ребенку понятнее работать со сказкой и через нее понимать законы (правила) и устройство мира, взаимодействие с окружающим (со сверстниками и со взрослым).

Но прочитать сказку порой бывает недостаточно…

В своей деятельности работу по развитию коммуникативных навыков у детей мы проводим посредством сенсорной сказки.

Сенсорная сказка – это сказка, при восприятии которой задействованы органы чувств. Такую сказку можно не только слушать, но и потрогать, понюхать, пропеть, ощутить телом, а еще самому стать героем сказки (принять на себя роль ведущего, прожить эмоции, помочь другу).

В рамках работы по сенсорной сказке мы развиваем следующие коммуникативные умения и навыки :

- устанавливать контакты;

- поддерживать общение;

- сохранять отношения;

- отстаивать интересы;

- разрешать конфликты;

- пользоваться невербальными средствами общения;

- понимать окружающих.

Методы и приемы, используемые нами:

1. Чтение и обсуждение. Формирование коммуникативных компетенций с помощью чтения предполагает непосредственное общение между автором, читающим и слушающими, что в конце приводит к формированию собственного мнения, которое передает отношение к прочитанному. Художественные образы создают атмосферу для выражения чувств и эмоций и, как следствие, формируют коммуникативные компетенции. Здесь важен и этап обсуждения, так как он характеризуется созданием проблемной ситуации, при которой воспитанники вынуждены вступить в дискуссию и обратиться к методу коллективной работы.

2. Хороводы

Хороводные игры - верные помощники в развитии коммуникации детей. При организации игры - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. В этих играх дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

«Есть у нас огород»

Материл: подушка для главного героя, ободок репка (либо шапка с картинкой репка).

Один из детей садится в круг (либо в кругу предмет-репка, на голову надевает шапку с картинкой репка. Ребенок становится – символической репкой. Остальные участники ходят по кругу и выполняют определенные движения по тексту (по аналогии с игрой «Каравай»).

Когда игра заканчивается, главный участник выбирает следующего. Так играем, пока каждый ребенок не побывает в центре круга.

3. Практические упражнения – позволяют развивать коммуникацию в игре (в том числе и телесную, соблюдать правила, действовать вместе, действовать сообща, умение брать на себя роль (в том числе и ведущего, меняться ролями, умение ждать своей очереди.

«Свинки»

Дети садятся по кругу спиной друг к другу и выполняют определенные движения (тактильный массаж) по тексту.

«Будем речку мы спасать»

Материал: синяя ткань, камушки или кристаллы 4х цветов.

Дети помогают героине сказки очистить речку от камней. Дети встают в круг, берут синюю ткань и держат все вместе. Специалист кладет на ткань камушки (кристаллы) четырех цветов, дети выполняют движения по тексту, а потом сортируют собранные камушки в мисочки по цветам (красный, синий, желтый, зеленый).

«Теремок упал»

Материал: парашют (любая ткань, игрушка медведя, фигурки всех героев сказки, либо дети в масках героев сказки.

Дети встают в круг, и специалист предлагает детям взяться за парашют – это будет крыша нашего теремка. В центр парашюта помещают игрушку медведя. Далее движения выполняются по тексту:

4. Моделирование ситуаций – рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала. Отражая в игре конкретные ситуации, воспитанники используют усвоенные ими знания и умения. Моделирование ситуации требует разделения ролей между участниками, которые вступают в отношения между собой, что находит отражение как в действиях, так и в репликах.

«Новый теремок»

Материал: блоки.

Давайте с вами построим новый теремок для наших героев. Специалист называет, кто какой берет блок, ориентируясь на его цвет. Дети действуют по очереди.

«Болото»

Материал: ортопедические сенсорные кочки, кувшинки, дети в масках героев сказки.

Идут наши герои по лесу, и видят впереди болото. Заяц резво начал прыгать по кочкам.

Специалист раскладывает кочки друг за другом, чередуя их с кувшинками, каждый ребенок по очереди идет по кочкам и перешагивает кувшинку.

5. Обыгрывание эмоциональных состояний – здесь воспитанники знакомятся с различными эмоциями, учатся снимать эмоциональное напряжение, развивают самоконтроль. Подобные игры формируют у детей умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению, учимся помогать им и поддерживать их, доверять; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

«Развалился теремок»

Материал: одноразовые стаканчики, картинки теремка, блоки, фигурки всех героев сказки.

Ребята, давайте с вами покажем, как медведь развалил теремок.

Детям раздается по одному стаканчику с изображением теремка. Специалист считает до 5, дети с размаху ладонью на счет 5 - хлопают по теремку. Расстроились наши звери, медведь предложил им построить новый теремок.

«Старуха сильно гневается»

Материал: пластиковые одноразовые стаканчики.

Специалист опять раздает детям одноразовые стаканчики, каждый ребенок берет стаканчик и на счет 1, 2, 3 давит стаканчик правой рукой/ногой. Далее выполняем тоже самое - левой рукой/ногой.

6. Игры со словами – данные игры направленны на преодоление трудностей общения, присоединение к группе на равных правах, преодоление стеснительности и робости, развитие умения действовать совместно, воспитание интереса к партнеру по общению, развитие связной речи.

«Колобок покатился»

Материл: сенсорные мячики, музыкальное сопровождение – песня «Колобок»

Под песню «Колобок» дети выполняют соответствующие движения при помощи сенсорных мячиков как на своем теле, так и на теле сидящего справа/слева.

«Аууууу»

Материал: магниты красного и зеленого цвета на каждого участника.

Специалист раздает детям по два магнита, ребенок кладет перед собой сначала красный, а потом зеленый магнит. Специалист показывает, как будем действовать: указательным пальцем левой руки нажимаем на красный магнит и говорим громко и коротко: «А», далее указательным пальцем правой руки нажимаем на зеленый магнит и тянем его вправо, говоря протяжно: «УУУУУУУУУУУУУ». При усложнении делаем наперекрест, меняя руки.

7. Элементы инсценировки - главное предназначение данных упражнений (игр) — создание коммуникативной среды (реальной или условной, которая способна наиболее успешно формировать коммуникативные компетентности дошкольников, которая заставляет включаться в коллективное обсуждение, точно формулировать свою позицию, обосновывать собственную точку зрения, обозначать возникающие трудности, учитывать мнение партнера, приходить к общему решению.

В процессе работы с элементами инсценировки претерпевает изменения и внешняя сторона детской коммуникации : ребята приобретают навыки использования собственного голосового диапазона, разнообразного интонационного рисунка речи, свободного и правильного дыхания, выражения различных эмоциональных состояний (грусти, радости, тревоги, восхищения, удивления и т. д.).

Обыгрывание сказки «Теремок» со слушателями семинара (приложение2)

Вывод:

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков происходит на протяжении всей жизни, и чем лучше ребенок их освоит, тем большие жизненные перспективы будут перед ним открываться.

Умение общаться – это талант. Так давайте развивать его в детях!

Ведь это достойная цель, способная изменить качество жизни Вашей и окружающих.

Приложение 1

«Свинки»

Поросятки все сидят,

На друзей своих глядят. (дети сидят друг напротив друга парами)

Кулачками мы стучим, (стучим кулачками по ногам соседа)

И по ножкам мы бежим. (поднимаемся по ногам кулачками снизу вверх)

Сделали ладошки (показываем ладошки)

Погладили немножко. (гладим ноги)

Пальчиками нажимаем (нажимаем на ноги пальчиками)

Там-там-там, (нажимаем на ноги пальчиками и поем)

И ладошками играем (дети играют в ладушки)

Бам-бам-бам. (хлопаем друг другу по ладошкам и поем)

«Будем речку спасать»

Будем речку мы спасать, (качаем ткань)

Будем камни поднимать. (поднимаем ткань)

1, 2, 3 – камни с речки убери! (подбрасываем блоки вверх, так чтобы они упали на пол)

«Теремок упал»

Стоит в поле чистом

Красивый теремок (держимся за парашют в кругу)

Был он раньше низок (опускаемся вниз)

А теперь высок (тянемся наверх)

Захотелось мишке -

Медведю в теремок. (специалист показывает медведя)

Он залез на крышу,

Улегся на бочок. (специалист кладет на парашют медведя)

Задрожала крыша (трясем парашют)

Аяяяяяяяй.

Ты мохнатый миша,

Побыстрей слезай! (топаем ногами, ругаемся на медведя – грозим пальцем)

Мишка рассердился,

На крыше прыгать стал. (подкидываем медведя на парашюте)

Теремок дрожал,

Теремок дрожал,

Теремок дрожал, (трясем парашют)

А потом упал. (садимся на пол и роняем парашют)

«Колобок покатился»

Текст песни:

Любил играть с детишками

Веселый колобок,

С девчонками, с мальчишками

Резвился он как мог. (катаем мячик между ладошками)

В ладоши дети хлопают,

А колобок бежит.

По ручкам поднимается – ууууууу (катим мячик по рукам)

По ножкам опускается – ууууууу (опускаем мячик по ногам)

По плечикам стучит –

Бам, бам, бам, бам, бам. (стучим по плечам)

Все выше, выше катится

И на головку – прыг! (кладем мячик на голову)

По лобику – туда-сюда,

Туда-сюда, туда-сюда (катаем по лбу)

По щечкам –

Дым, дым, дым, дым, дым, (стучим по щекам)

По ушкам – вжик и вжик (нажимаем на уши)

Веселый озорник.

Гуляет по животику

Веселый колобок, (катаем по животу)

По спинке он катается,

По спинке он катается (катаем по спине)

И на коленку – скок! (кладем мяч на коленку)

На правую, на левую,

На правую, на левую (скачет мяч с коленки на коленку)

А после на бочок.

На правый бок, на левый бок,

На правый бок, на левый бок (прыгает мячик на разные бока тела)

Веселый колобок.

Любил играть с детишками

Веселый колобок, (подбрасываем мячик и ловим)

С девчонками, с мальчишками

Резвился он как мог. (кидаем мячик в центр круга)

Приложение 2

Хоровод

В гости к сказке мы идем.

С сказкою мы встречи ждем.

В круг, ребята, становись.

Крепко за руки держись.

Ты друзьям скажи «привет».

И скорей маши в ответ.

Моделирование ситуаций

По тропинке в лес идем

Мы шагаем и поем

Та-та-та-та-та-та-та

По тропинке в лес бежим,

На дорожку мы глядим.

Встали дружно на пенек, сделай так скорей, дружок.

Перешагнули через пенек,

Сделай так скорей, дружок.

Игры со словами

«Мышка»

(раздаются мячики сенсорные) :

Любит играть с детишками веселенькая мышка,

С девчонками, мальчишками резвится по утрам:

По ручкам поднимается, по ножкам опускается, по плечикам стучит.

Гуляет по животику, гуляет по животику и на коленку – скок!

На правую, на левую, на правую, на левую. И сразу в теремок.

Практические упражнения

«Накормим лягушку»

Давайте поймаем ей комариков:

для этого используем комариков на палочке с ниточкой и зеленые перчатки, либо силиконовые прихватки.

Хоровод

Зайка, зайка, выходи.

Зайка, зайка, попляши.

Мы тебе похлопаем, и ножками потопаем.

Зайка, зайка, посмотри.

Друга ты себе найди.

Практические упражнения

«Хвост лисы» - сенсорная игра

Специалист или ребенок берет один мячик (пушистый или колючий, пушистый – хвост лисы, далее проходит и дотрагивается до любой части тела детей, у детей при этом закрыты глаза. Когда дети открывают глаза, их спрашивают: «Это лиса или ежик?», дети отвечают и показывают до какой части их тела коснулись.

«Логово волка» - сенсорная игра

Педагог предлагает детям пролезть через логово волка, предварительно его осмотрев (это либо плед мягкий, либо тоннель с искусственным мехом/шкурой).

Обыгрывание эмоциональных состояний

«Развалился теремок»

(раздается по пластиковому стаканчику с изображением теремка, воспитатель считает до трех).

Элементы инсценировки

«Строим теремок»

Из мягких блоков, либо конструктора дети по схеме выстраивают новый теремок

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством сенсорной сказки
Опубликовано: 27 марта 2024 в 19:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством сенсорной сказки» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Казакова (УИ 161548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД