Папки-передвижки

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры

Татьяна Кромаренко
Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры

Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие с окружающим его миром. Недаром говорят, что раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни, когда ребенок фиксирует возникающие между ним и матерью отношения, которые способствуют поддержанию или игнорированию контакта.

В первые полтора года жизни на основе полноценного эмоционального и телесного общения между матерью и ребенком формируется эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмоциональный контакт между матерью и ребенком способен удовлетворить потребность в любви малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие к другим людям и к окружающему миру в целом.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры» размещена в разделах

В раннем возрасте предметная деятельность и общение являются ведущими. Предметная деятельность – это взаимодействие ребенка с предметами окружающего мира: погремушки, колечки, пирамидки, кубики, развивающие сенсорные, музыкальные игрушки. Общение – это неотъемлемая часть повседневной жизни любого человека. Для общения с ребенком необходимо прежде всего наладить контакт с ним, создать положительный эмоциональный настрой. Это главный залог успеха общения. Позитивное общение ребенка в семье формирует такие свойства личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Эмоционально-насыщенное взаимодействие родителя с ребенком способствует приобщению малыша к различным видам деятельности. Для развития коммуникативных навыков, чувственно-эмоциональной сферы ребенка раннего возраста полезны игры с прикосновением, игровой массаж, пальчиковые игры.

Игры с прикосновением создают эмоционально-тактильное взаимодействие - этопестушки, самые первые простые стишки и песенки, под которые мама непременно поглаживает малыша, помогая ему вытянуть ручки вдоль тела, размяться после сна. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни малыша, потом, ближе к полугоду, можно добавлять потешки - ритмические стишки-потешки с эмоциональной кульминацией, которая сопровождается действием и на которую ребенок эмоционально положительно откликается, а после года – прибаутки. Радость, улыбка и живая реакция участников взаимодействия – самые главные критерии гармоничного контакта и взаимодействия между взрослым и ребенком.

1. Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

2. «Ладушки» (взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихом, и побуждая малыша к ответным действиям)

Ладушки-ладушки,Где были? У бабушки!

Ладушки-ладошечки,

Звонкие хлопошечки.

Хлоп-хлоп!

3. «По кочкам»(ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый имитирует движение, проговаривая стих)

Еду, еду к бабе, к деду,

На лошадке в красной шапке,

В лапоточках,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!

4. «Кисонька» (взрослый читает стих, сопровождая его показом на игрушке, ребенке, на себе)

Заболела кисонька, кисонька-беляночка.

Заболела у кисоньки головушка: (поглаживает головушку).

Ой-ой!

Заболела у кисоньки лапонька: (поглаживает лапку (руку).

Ой-ой!

Заболела у кисоньки ножка: (поглаживает ногу).

Ой-ой!

Заболела у кисоньки животик: (поглаживает животик).

Ой-ой!

Игровой массаж оказывает стимулирующее действие. На кончиках пальцев находятся речедвигательные центры.

1. Массаж подушечек пальцев рук. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла.

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.

2. Массаж прижимающий. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его по подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Шел медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил

Я на зиму накопил», -

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи - сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись без тревоги

До весны сопят в берлоге.

3. Упражнение «Сорока-белобока»

Выполняются:

- интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу;

- сгибание-разгибание всех пальцев одновременно;

- сгибание-разгибание руки в кистевом суставе;

- интенсивное растирание каждого пальца;

-точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.

Пальчиковые игры направлены на развитие мелкой пальцевой моторики - двигательной деятельности, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Развитие мелкой моторики рук у детей способствует овладению ими навыков самообслуживания, манипуляции различными мелкими предметами, развитию речевой и игровой деятельности. Для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста можно использовать пальчиковую гимнастику – это игры с пальчиками, сопровождающиеся чтением стихов, потешек. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз – сначала на одной руке, затем на другой. А в завершении двумя руками вместе. Эти игры-упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и улавливать ритм речи. Существует множество пальчиковых игр, которые изменяются и усложняются по возрасту ребенка. Вот несколько игр для самых маленьких:

1. «Ладушки» (хлопки совмещенными действиями)

Ладушки, ладушки

Где были? – у бабушки

Что ели? – кашку

Пили простоквашку.

Кыш, полетели, (поднимаем руки)

На головку сели (кладем руки на голову)

2. «Прогулка» (пальчики собраны в кулачок)

Раз, два,три, четыре, пять (поочередно поднимаем пальчики, начиная с мизинчика)

Вышли пальчики гулять (пошевелить всеми пальчиками открытой ладони)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно собираем пальчики в кулачок, начиная с большого, вращаем кулачком)

3. «Семья» (загибаем пальчики согласно текста потешки, начиная с большого пальца:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

4. «Повстречались» (На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начина с мизинца).

Повстречались два котенка «Мяу – мяу!»,

Два щенка: «Ав – ав!»,

Два жеребенка: «Иго - го»,

Два тигренка: «Р – р – р!»,

Два быка: «Му – у – у!».

Смотри, какие рога. (показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы)

Список используемых источников:

1. Скринников А. В., Барсегян О. В., Кузнецова О. В. – Взаимоотношения матери и ребенка: поддержка или зависимость? Практическое пособие для родителей детей-инвалидов. СПб: Речь; СПб ГУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов выборгского района», 2010. – 80 с.

2. Зарубина Ю. Г., Константинова И. С., Бондарь Т. А., Попова М. Г. – Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ, М. : Теревинф, 2009. – 56с.

3. Сязина Н. Ю., Рахманина И. Н., Ковалева И. В. – Коррекционно-развивающие занятия для детей с ограниченными умственными и физическими возможностями для применения в домашних условиях/Сборник методических материалов, Астрахань, издательство ЛИОН, 2011 – 76с.

4. Анищенкова Е. С. – Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М. :АСТ: Астрель, 2009. – 61 с.

5. Козырева М. В., Цой Н. А. – Игры с прикосновением. Методическое пособие для родителей. Томск. Хобби-центр. Центр раннего развития, 2005. – 35 с.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы»Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения - дать представление о том, что.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн»Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн» Светлана Одинцова. МБДОУ ЦРР "Детский сад№ 196. В данной статье предоставлен опыт ведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с применением.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры
Опубликовано: 16 марта 2022 в 18:44
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД