МААМ-картинки

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Румия Набиуллова
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Опыт работы Набиулловой Румии Аминовны - воспитателя

Детский сад № 6 «Автошка»

В наше время, в век «компьютеров» математика

в той или иной мере нужна огромному числу

людей различных профессий.

Публикация «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Известно, что игра– главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка Цель работы : содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.

Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи,

1. Развивать у детей интерес к математике.

2. Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы :

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Воплощая идею Л. С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности.

В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:

«Выложи цифру из палочек»;

«Собери цифру правильно»;

«Слепи из пластилина»;

«На что похожа цифра?»;

«Назови предметы, напоминающие цифру».

А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.

Игровые приёмы, используемые для закрепления чисел:

• Стихи,

• Задачи,

• Загадки,

• Сказки, • Скороговорки,

• Считалки,

• Физкультминутки. •

Стихи о цифре 3:

1. «Погляди на цифру 3,словно ласточка – смотри».

2. «Тройка – не двойка,

Она положительна,

Но это не «хорошо»,

А «удовлетворительно». Физминутка:

1. Малыши, малыши – дружные ребятки

Малыши, малыши – вышли на зарядку.

Раз. Два, три! Раз, два, три!

Ноги поднимайте!

Раз, два, три! Раз, два, три!

Весело шагайте.

Загадывание загадок:

1. Треугольная доска

А на ней три волоска,

Волос тонкий, голос звонкий (балалайка).

Возле леса на опушке,

2. Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Угадайте без подсказки.

Кто герои этой сказки? (три медведя). Решение задач:

Вот зашла Маринка,

А за ней - Аринка,

А потом пришел Игнат,

Сколько стало всех ребят?

На плетень взлетел петух,

Повстречал там еще двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

Скороговорки:

1. По утрам мой брат Кирилл,

Трех крольчат травой кормил.

2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. Сказки, где есть число 3:

«Три поросенка», «три медведя»,

«Три орешка для Золушки».

Пословицы и поговорки:

Обещанного 3 года ждут.

От горшка, три вершка

Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого детям очень нравится играть вдидактические игрынаправленные на изучение геометрических фигур:

«Назови лишнюю фигуру»

«Подбери заплатку»

«Найди крышку каждой коробочке»

«Геометрическое лото»

«Назови фигуры».

Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используем следующие игры: «геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».

Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Знакомя дошколят с различными линиями, применяем игру «Путаница» (автор Шаехова) с целью: найти «ломаную» линию и обвести красным фломастером, «пунктирную» - синим, «прямую» - желтым и т. д.

Работая по разделу «Измерение величины» вводим игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины. Для этого использую игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами», «Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя? Силу человека?

В разделе «Количество и счет», на наш взгляд, уместны следующие дидактические игры:

«Чет-нечет»,

«Сколько нас без одного?»,

«Какое число я задумала?»,

«Назови число на единицу больше - меньше»,

«Кто знает, пусть дальше считает»,

«Какие числа пропущены?»,

«Назови соседей».

Не забываем мы и игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде. Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету. Скучное решение примеров мы превратили в развивающую игру «Оживи картинку». Детям предлагаем карточки с написанными примерами и просим раскрасить их в соответствующий цвет.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:

«Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?»

В игровые комплексы мы обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми: комплекс развивающих игр;

• путешествие;

• экспериментирование;

• подгрупповая работа;

• игра-путешествие;

математический КВН;

• эксперимент;

• познавательные игры;

математический ринг;

• индивидуальная работа.

Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!

Список используемой литературы:

1. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

2. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.

3. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.

4. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.

5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.

6. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.

7. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает» 1991г.

8. под редакцией А. А. Столяра «Давайте поиграем» 1991г.

9. Абрамов И. А. Особенности детского возраста. – М., 1993

10. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005 г. - 32 с.

11. Белошистая А. Дошкольный возраст : формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С. 30-39

12. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с

13. Бильчугов Л. Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. Дис. канд. психолог. наук МГУ., 1978.

14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989

15. Леушина А. М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста : Учеб. пос. – М., 1974

Публикации по теме:

Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Ребенок не может развиваться, не зная смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность МБДОУ «Детство» структурное подразделение «Красносельцовский детский с ад» Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «Ромашка» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Храмова Марина.

Обобщение опыта «Развитие математических способностей детей 3–4 лет через игровую деятельность» Игры: Цель: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. «Найди пару», «Разложи по коробочкам». Цель: Выделение части группы.

План самообразования «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» План мероприятий с детьми. Сентябрь 1. Подготовка материала для изучения экологической культуры. 2. Дидактические игры на осеннюю тематику:.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками» Проект: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками. Место проведения: первая.

Развитие мелкой моторики у младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС Хочу начать.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность. Конспект занятия «Смотрит солнышко в окошко…» Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность. Тема: «Смотрит солнышко в окошко…». Воспитатель: Матюхина Светлана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Опубликовано: 31 августа 2018 в 11:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД