МААМ-картинки

Развитие математических способностей у дошкольников в игровой деятельности

Светлана Кравченко
Развитие математических способностей у дошкольников в игровой деятельности

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

Публикация «Развитие математических способностей у дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода. Постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувство, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим одно из противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство для формирования личности. В наибольшей степени это осуществляется в дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Использование логических блоков Дьенеша или набора геометрических фигур дает возможность детям выполнять простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, форма, толщина, причем как по наличию, так и по отсутствию свойства. Например, дети, пользуясь блоками, выделяют красные, некруглые; тонкие, неквадратные и т. д. Они познают знаки-символы, обозначающие цвет, толщину, размер.

С использованием блоков проводятся разнообразные игры: «Какая фигура следующая?», «Раздадим игрушки», «Кто в домике живет?», «Украсим дерево», а также игры с одним, двумя обручами и др.

Полезно составлять и преобразовывать геометрические фигуры из «Игрового квадрата», цветных счетных палочек, разноцветных резинок «Геоконта». Так квадрат преобразуют в треугольники и четырехугольники, обследуют их, пересчитывают и показывают. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, осознанному познанию элементарных свойств геометрических фигур.

Воссоздание из частей геометрических фигур, картинок, различных силуэтов и построек интересно детям, оно развивает сенсорные и интеллектуальные способности. Такие игры разнообразны, например: «Составь квадрат», «Сложи узор», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Составь картинку», «Куб-хамелеон», «Волшебный куб», «Логоформочки» и др.

Игровые упражнения, цель которых – в завершении, продолжении начатого рисунка, постройки, в разгадывании замысла, развивают умение понимать символику, схематичность, развивают предпосылки творческой самостоятельности: «На что похоже?», «Дорисуй», «Дострой», «Из двух одну» (и наоборот) и др. Педагогическая значимость предлагаемых игр зависит от позиции и роли взрослого. Главное – мотивация, воспитание у детей желания предлагать свой сюжет, способ воссоздания, стремления к аналогичным и конструктивно новым играм, к достижению результата.

Воспитатель помогает ребенку не только воспринимать отношения объектов окружающего мира (их равенство и неравенство, но и формулировать соответствующее высказывание, пользоваться необходимой терминологией в игровой, практической деятельности.

Игры и упражнения с цветными счетными палочками (палочки Кюизенера) наиболее успешно способствуют познанию размерных и числовых отношений. Игры с «Математическими корзинками», «Чудо-цветиком», «Счетовозиком» помогают освоить количественное и порядковое значение числа, независимость количества от их сгруппированности.

Цифра как знак, показатель числа выделяется при уточнении итога счета. Запоминание знаков дает возможность ребенку быстро ориентироваться в количестве предметов, сравнивать. Желательно, чтобы цифры стали повседневным материалом, частью развивающей среды (например, «Забавные цифры», «Буквы, цифры» и др., использовались в самостоятельных играх (например, игры «Прозрачная цифра», «Конструктор цифр» и др.).

Не следует забывать об эффективной роли различного речевого материала – потешек, стихов, считалок, задач-шуток – в освоении детьми чисел и действий с ними.

Игры на освоение счета очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и др.

Для освоения умения сравнивать и обобщать группы предметов по числу следует специально, с учетом уровня развития детей, подбирать игры и варьировать их: «Кому сколько?», «У кого столько же?», «Что изменилось?», «Какая игрушка спрятана?», «Где больше?» и др.

Для самостоятельных игр отводится ежедневно 30 – 40 минут. Каждый ребенок выбирает себе игру, игровые пособия из уже имеющихся в предметно-игровой среде. Играет, ставя цель, включаясь в активный поиск решения игровой задачи, оценивая свои результаты.

Мини-ситуации развивающей направленности планируются педагогом, но могут возникать стихийно педагог включается в их разрешение, обогащая деятельность детей.

Используемая литература:

1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

2. А. К. Бондаренко, И. А. Матусик «Воспитание детей в игре»

3. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»

4. Р. И. Жуковская «Игра и её педагогическое значение»

Публикации по теме:

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Конспект мастер-класса на тему «Развитие математических способностей посредством бизикуба»Конспект мастер-класса на тему «Развитие математических способностей посредством бизикуба» ема «Развитие математических способностей посредствам бизикуба» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей у дошкольников в игровой деятельности
Опубликовано: 8 февраля 2021 в 16:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД