Папки-передвижки

Развитие межполушарных связей у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к школе

Марина Лазутина
Развитие межполушарных связей у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие межполушарных связей у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к школе

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

Мишель де Монт

Современное дошкольное образование призвано содействовать самореализации ребенка, способствовать становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечить его готовность к школе.

Публикация «Развитие межполушарных связей у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к школе» размещена в разделах

В настоящее время в теории и практике дошкольного образования накоплен богатый опыт по подготовке детей к обучению в школе посредством разнообразных средств, форм и методов (развивающие занятия, пальчиковый игротренинг, игры и упражнения на развитие логики и мелкой моторики рук и др.). Но несмотря на это сохраняется некоторое число детей, испытывающих трудности в освоении чтения и графомоторных навыков. А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк объясняют данный факт недостаточным развитием межполушарных связей у дошкольников [1].

Слабое развитие межполушарных связей, по мнению Т. П. Трясоруковой, может быть обусловлено неврологическими расстройствами (например, синдром дефицита внимания и гиперактивности, особенностями анатомического строения головного мозга (прежде всего, патологии мозолистого тела, педагогической запущенностью (отсутствие в жизни ребенка соответствующих возрасту развивающих игр и занятий) [2].

Т. Е. Шанина к признакам несформированности межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста относит :

несформированность ведущей руки (псевдолеворукость или обоерукость);

низкий уровень фонематического слуха (неточное восприятие слов и звуков, непонимание смысла речи);

снижение когнитивных функций;

«краевые» эффекты памяти (ребенок воспроизводит начало и окончание информации, середина забывается);

быструю утомляемость;

зеркальное написание букв и цифр;

низкую стрессоустойчивость (тревога, плаксивость, агрессия);

отсутствие познавательной мотивации [3].

С учетом вышеизложенного считаю необходимым проводить целенаправленную систематическую работу по развитию межполушарных связей у детей 5-7 лет, что в дальнейшем обеспечит успеваемость ребенка в школе. Начиная со старшей группы в работе с детьми решаю следующие задачи:

- развивать концентрацию внимания;

- совершенствовать зрительно-моторную координацию;

- формировать графомоторные навыки;

- активизировать синхронизированную работу глаз и рук;

- развивать сенсомоторную интеграцию (способность объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств).

Для решения вышеуказанных задач с воспитанниками провожу нейродинамическую гимнастику, адаптивно-игровые занятия, организую рисование двумя руками, психомоторные игры, кинезиологические упражнения. Ниже представлены варианты некоторых упражнений и игр, способствующих развитию межполушарных связей у детей 5-7 лет.

Упражнение «Ухо – нос» : Ребенку предлагается прикоснуться правой рукой к носу, левой рукой – к правому уху. Затем поменять положение рук – левая рука прикасается к носу, правая рука – к левому уху. Сначала необходимо прикасаться к носу, затем к уху, т. е. рука, которая прикасается к уху, находится снаружи. В качестве усложнения можно добавить хлопок при каждой смене рук: правая рука прикасается к носу, левая – к правому уху - хлопок; левая рука прикасается к носу, правая – к левому уху - хлопок.

Упражнение «Кулак – ладонь» : Ребенку предлагается положить руки перед собой. Одна рука развернута ладонью вверх, пальцы прямые, другая – ладонью вниз, пальцы согнуты в кулак. Затем происходит одновременная смена положения рук. В качестве усложнения можно добавить движения глаз и языка: на правой руке кулак, на левой ладонь, глаза смотрят вверх, язык направлен вниз; на правой руке ладонь, на левой кулак, глаза смотрят вниз, язык направлен вверх.

Упражнение «Самолетик» : Ребенку следует держать руки перед собой. Правая рука сложена в ладонь, пальцы направлены вверх, большой палец отставлен в сторону. Левая рука сложена в кулак, упирается в основание ладони, локоть направлен в сторону. Затем происходит одновременная смена положения рук. В качестве усложнения можно добавить движения глаз и языка: на правой руке ладонь, на левой кулак, глаза смотрят вправо, язык направлен влево; на правой руке кулак, на левой ладонь, глаза смотрят влево, язык направлен вправо.

Упражнение «Классный капитан» : Ребенок приставляет правую руку ладонью ко лбу (это «козырек фуражки капитана»). Левую руку перед собой сжимает в кулак, большой палец направлен вверх («класс!»). Затем происходит одновременная смена положения рук.

Упражнение «Ладошки» : Ребенок кладет руки перед собой. Одна ладонь развернута вверх, другая – вниз, затем происходит одновременная смена положения рук.

Межполушарное рисование : Ребенку предлагается рисовать одновременно двумя руками фигуры с двух сторон от линии, которая делит лист пополам. Рисовать можно с опорой на пунктирное изображение или без него. Движения рук направлены как в одну сторону, так и в противоположные.

Игра «Веселый танец» : Взрослый выполняет ряд простых движений перед ребенком, а ему нужно повторить их наоборот. Например, ведущий делает шаг вперед, а ребенок назад, поднимает руки вверх – ребенок опускает, приседает – ребенок подпрыгивает. Играть нужно под ритмичную музыку.

Таким образом, систематическая работа по развитию межполушарных связей у детей старшего дошкольного возраста является важнейшим условием успешной подготовки к школе.

Список литературы:

1. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Межполушарное взаимодействие головного мозга – основа интеллекта // Дошкольное воспитание, 2001. №1. С. 68-79.

2. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнастика. Ростов н/ Д: Феникс, 2019. 32 с.

3. Шанина Т. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков : Учебное пособие. М., 1999.

Публикации по теме:

Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возрастаЛабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Развивающая игра- головоломка, предназначенная для стимуляции работы.

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Дидактическая игра «Птички-невелички» для активизации межполушарных связейДидактическая игра «Птички-невелички» для активизации межполушарных связей Игра «Птички - невелички» - средство активизации межполушарных связей. Межполушарное взаимодействие в процессе психической деятельности.

Дидактические игры для развития межполушарных связей у дошкольниковДидактические игры для развития межполушарных связей у дошкольников Дидактические игры на развитие межполушарных связей у дошкольников. Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых.

Игры на установление причинно-следственных связей для детей старшего дошкольного возрастаИгры на установление причинно-следственных связей для детей старшего дошкольного возраста Игры на установление причинно-следственных связей для детей старшего дошкольного возраста 1. Игра «Причина-следствие» Игра «Круги.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Консультация для родителей «Развитие межполушарных связей у детей»Консультация для родителей «Развитие межполушарных связей у детей» Консультация для родителей «Развитие межполушарных связей у детей». Мозг имеет 2 полушария. Правое – координация движений, восприятие пространства,.

Нейроигры для развития мышления и межполушарных связейНейроигры для развития мышления и межполушарных связей Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Работа по развитию межполушарных связей с детьми старшего дошкольного возраста. Отслеживание линииРабота по развитию межполушарных связей с детьми старшего дошкольного возраста. Отслеживание линии Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие межполушарных связей у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к школе
Опубликовано: 9 марта 2023 в 09:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие межполушарных связей у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к школе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лазутина (УИ 2739790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД