Марина Лазутина
Развитие межполушарных связей у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие межполушарных связей у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к школе
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Мишель де Монт
Современное дошкольное образование призвано содействовать самореализации ребенка, способствовать становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечить его готовность к школе.
Публикация «Развитие межполушарных связей у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время в теории и практике дошкольного образования накоплен богатый опыт по подготовке детей к обучению в школе посредством разнообразных средств, форм и методов (развивающие занятия, пальчиковый игротренинг, игры и упражнения на развитие логики и мелкой моторики рук и др.). Но несмотря на это сохраняется некоторое число детей, испытывающих трудности в освоении чтения и графомоторных навыков. А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк объясняют данный факт недостаточным развитием межполушарных связей у дошкольников [1].
Слабое развитие межполушарных связей, по мнению Т. П. Трясоруковой, может быть обусловлено неврологическими расстройствами (например, синдром дефицита внимания и гиперактивности, особенностями анатомического строения головного мозга (прежде всего, патологии мозолистого тела, педагогической запущенностью (отсутствие в жизни ребенка соответствующих возрасту развивающих игр и занятий) [2].
Т. Е. Шанина к признакам несформированности межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста относит :
несформированность ведущей руки (псевдолеворукость или обоерукость);
низкий уровень фонематического слуха (неточное восприятие слов и звуков, непонимание смысла речи);
снижение когнитивных функций;
«краевые» эффекты памяти (ребенок воспроизводит начало и окончание информации, середина забывается);
быструю утомляемость;
зеркальное написание букв и цифр;
низкую стрессоустойчивость (тревога, плаксивость, агрессия);
отсутствие познавательной мотивации [3].
С учетом вышеизложенного считаю необходимым проводить целенаправленную систематическую работу по развитию межполушарных связей у детей 5-7 лет, что в дальнейшем обеспечит успеваемость ребенка в школе. Начиная со старшей группы в работе с детьми решаю следующие задачи:
- развивать концентрацию внимания;
- совершенствовать зрительно-моторную координацию;
- формировать графомоторные навыки;
- активизировать синхронизированную работу глаз и рук;
- развивать сенсомоторную интеграцию (способность объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств).
Для решения вышеуказанных задач с воспитанниками провожу нейродинамическую гимнастику, адаптивно-игровые занятия, организую рисование двумя руками, психомоторные игры, кинезиологические упражнения. Ниже представлены варианты некоторых упражнений и игр, способствующих развитию межполушарных связей у детей 5-7 лет.
Упражнение «Ухо – нос» : Ребенку предлагается прикоснуться правой рукой к носу, левой рукой – к правому уху. Затем поменять положение рук – левая рука прикасается к носу, правая рука – к левому уху. Сначала необходимо прикасаться к носу, затем к уху, т. е. рука, которая прикасается к уху, находится снаружи. В качестве усложнения можно добавить хлопок при каждой смене рук: правая рука прикасается к носу, левая – к правому уху - хлопок; левая рука прикасается к носу, правая – к левому уху - хлопок.
Упражнение «Кулак – ладонь» : Ребенку предлагается положить руки перед собой. Одна рука развернута ладонью вверх, пальцы прямые, другая – ладонью вниз, пальцы согнуты в кулак. Затем происходит одновременная смена положения рук. В качестве усложнения можно добавить движения глаз и языка: на правой руке кулак, на левой ладонь, глаза смотрят вверх, язык направлен вниз; на правой руке ладонь, на левой кулак, глаза смотрят вниз, язык направлен вверх.
Упражнение «Самолетик» : Ребенку следует держать руки перед собой. Правая рука сложена в ладонь, пальцы направлены вверх, большой палец отставлен в сторону. Левая рука сложена в кулак, упирается в основание ладони, локоть направлен в сторону. Затем происходит одновременная смена положения рук. В качестве усложнения можно добавить движения глаз и языка: на правой руке ладонь, на левой кулак, глаза смотрят вправо, язык направлен влево; на правой руке кулак, на левой ладонь, глаза смотрят влево, язык направлен вправо.
Упражнение «Классный капитан» : Ребенок приставляет правую руку ладонью ко лбу (это «козырек фуражки капитана»). Левую руку перед собой сжимает в кулак, большой палец направлен вверх («класс!»). Затем происходит одновременная смена положения рук.
Упражнение «Ладошки» : Ребенок кладет руки перед собой. Одна ладонь развернута вверх, другая – вниз, затем происходит одновременная смена положения рук.
Межполушарное рисование : Ребенку предлагается рисовать одновременно двумя руками фигуры с двух сторон от линии, которая делит лист пополам. Рисовать можно с опорой на пунктирное изображение или без него. Движения рук направлены как в одну сторону, так и в противоположные.
Игра «Веселый танец» : Взрослый выполняет ряд простых движений перед ребенком, а ему нужно повторить их наоборот. Например, ведущий делает шаг вперед, а ребенок назад, поднимает руки вверх – ребенок опускает, приседает – ребенок подпрыгивает. Играть нужно под ритмичную музыку.
Таким образом, систематическая работа по развитию межполушарных связей у детей старшего дошкольного возраста является важнейшим условием успешной подготовки к школе.
Список литературы:
1. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Межполушарное взаимодействие головного мозга – основа интеллекта // Дошкольное воспитание, 2001. №1. С. 68-79.
2. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнастика. Ростов н/ Д: Феникс, 2019. 32 с.
3. Шанина Т. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков : Учебное пособие. М., 1999.