Гордеева
Консультация для родителей «Развитие памяти у детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которого
ребёнок познает окружающий эмоциональной и двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память, но к началу обучения в школе преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счёт многократных повторений.
Для детей с задержкой психического развития характерен задержанный темп
формирования монистической запоминания отрицательно сказываются на усвоении информации. Поэтому необходимо целенаправленно заниматься развитием памяти.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие памяти у детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Очень важно направлять часть заданий на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения заданий является «потеря» условия заданий, неспособность удерживать в памяти заданные действия.
Работу по формированию памяти возможно проводить на внеучебном материале в
различных жизненных ситуациях.
Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.
Для развития памяти ребё нка предлагаю использовать следующие игры:
Игра «Что исчезло?»
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребёнок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребёнок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Игра «Художник»
Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет
рисовать (можно использовать игрушку. Потом отворачивается и даёт его словесный
портрет.
Цепочка действий
Ребёнку предлагается последовательно. Например: подойди к шкафу, возьми книгу, положи ее на середину стола».
Шкафчики
Для игры понадобятся четыре спичечных коробка и мелкие игрушки. Взрослый прячет
игрушку в один из коробков на глазах у ребёнка. Затем шкафчик (коробок) убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребёнка просят найти игрушку. Можно на глазах у ребёнка менять коробки местами.
Игра в слова
1 Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2 Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.
Проверь себя.
3 Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо,
звезда.
Проверь себя.
4 Запомни рассказ и повтори дословно: Серёжа встал, умылся, оделся, позавтракал,
пошёл в школу.
Проверь себя.
Игра в слова «Гуляем по зоопарку»
Ребёнок закрывает глава и представляет, что гуляет по зоопарку. Взрослый: «Я буду
называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал. Внимание! Тюлень,
лось, баран, тигр, крокодил….»
Задание 1: Перечисли животных, которых ты знаешь.
Задание 2: Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я
назвала.
Задание 3: Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4: Картинки убираются. Ребёнка просят вспомнить животных в том порядке, в
каком они назывались.
Игра «Снежки»
Задание 1: Представь снег.
- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?
- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.
Задание 2:
- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно
сравнить хруст снега под ногами человека?
Задание 3:
- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.
- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
Расскажи.
Игра «Запахи и звуки».
Представь, что идёт дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь?
Расскажи.
Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое
шум дождя?
Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя.
Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождём?
Игра «Вкус и запах»
Задание 1: Представь лимон.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 2: Нарисуй лимон.
Задание 3: Представь апельсин.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.
- Какого цвета апельсин?
- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 4: Нарисуй апельсин.
Задание 5: Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?
Можно предложить следующие рассказы для запоминания: 1 Жил-был мальчик.
Звали его Ваня. Пошёл Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Вопросы к рассказу:
- Как звали мальчика?
- Что с ним случилось во время прогулки?
- Кто помог мальчику?
- Чем заканчивается рассказ?
2 Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину
мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина
сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
Вопросы к рассказу:
- Как звали девочку?
- Что она построила?
- Кого девочка хотела катать на машине?
- Что случилось во время игры?
- Как девочка оказала помощь мишке?
Игра «Заблудились животные»
Задание: попросить ребёнка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того
как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно
задать вопросы:
1 Какие растения изображены на картинке?
2 Какие животные?
3 Может ли так быть?
4 Какие животные заблудились?
Игра «Что изменилось?»
Вариант 1:
Задание: попросить ребёнка сначала внимательно посмотреть на картинку с
изображением пяти знакомых предметов и назвать их.
Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов,
которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились
вновь?
Вариант 2:
Задание: попросить ребёнка внимательно посмотреть на рисунок, на котором
изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребёнку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?
Игра «Бусы»
Задание: попросить ребёнка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур
сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.