Приложение МААМ

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание

Светлана Маркеева
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35»

Программа саморазвития

на 2022-2024 учебный год

воспитателя высшей квалификационной категории

Федорцовой Светланы Александровны

Тема:

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание».

Арзамас, 2022 год

Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание» размещена в разделах

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам,

так и не может развивать, образовывать других тот, кто

сам не является развитым, воспитанным и образованным.

Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и

образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А. Дистервег

Актуальность темы:

В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Саморазвитие воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.

Саморазвитие – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Выбор темы для саморазвития – ответственный момент.

Темы для саморазвития подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Для саморазвития я взяла тему : «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание».

Сейчас как никогда остро встает проблема формирования личности, способной выбирать себе в качестве ориентира такие нормы и ценности, как патриотизм, гуманность. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. И редко кто склонен проявить к этому интерес. Но, как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей которые нас окружают, можно творить будущее. Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное – педагог должен быть патриотом своей Родины.

ФГОС ДО ориентирует педагога на включение региональных особенностей в содержание образовательного процесса, способствующее не только гражданскому становлению личности, но и освоению общечеловеческих ценностей.

Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Патриотизм является важным качеством личности. Любовь к Родине – это одно из наиболее глубоких чувств человека.

Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, поэтому самую существенную помощь по воспитанию патриотических чувств оказывают работники детского сада.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает метод проекта. Его можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Рефлексивность, осознание целей и способов проектирования совместно с детьми - эти способности педагога развиваются по мере освоения им технологии проектной деятельности.

Целью программы саморазвития является повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.

В процессе саморазвития я планирую решить следующие задачи:

1. Изучить актуальность данной темы.

2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

3. Обогатить развивающую предметно - пространственную среду группы игровыми и наглядными пособиями, способствующие формированию познавательной активности и инициативности детей дошкольного возраста через ознакомление с особенностями истории и культуры родного края.

4. Разработать и реализовать проекты, способствующие формированию познавательной активности и инициативности детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание.

5. Разработать систему сотрудничества с педагогами и родителями по вопросу патриотического воспитания рамках проектной деятельности.

6. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.

Реализация программы саморазвития осуществляется в три этапа:

I. Теоретический (сентябрь 2022 г. – декабрь 2022 г.)

II. Практический (январь 2023 г. – март 2024 г.)

III. Итоговый (март 2024 г. – май 2024 г.)

Срок реализации программы: 2 года.

Таблица: «Формы и пути реализации программы»

Формы реализации программы Пути реализации Срок выполнения

1. Работа по саморазвитию 1. Выявление "пробелов" и "слабых мест" в работе.

2. Освоение современных способов работы с детьми по различным образовательным областям

3. Посещение библиотеки, интернет -ресурсов с целью выявления и отбора материала по данной теме.

4. Изучение периодических изданий.

5. Консультации со старшим воспитателем.

6. Подбор презентаций, видеоэкскурсий.

7. Подбор методических разработок для включения в перспективное комплексное планирование согласно тематическому содержанию. Сентябрь 2022 г. –

декабрь 2022 г.

2. Работа с детьми 1. Проведение образовательной деятельности, построенной на игровых приемах.

2. Проведение мероприятий, направленных на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание. Сентябрь 2022 г. –

май 2024 г.

3. Работа с родителями

1. Родительские собрания на платформе Zoom.

2. Оформление фотовыставки «Достопримечательности родного города».

3. Проекты, акции, видеопрезентации, онлайн круглый стол, консультации, буклеты, пополнение музейной среды ДОУ. Сентябрь 2022 г. –

май 2024 г.

4. Организационно-педагогическая работа 1. Оформление выставки советов для коллег и родителей с целью ознакомления.

2. Индивидуальная работа со старшим воспитателем. Сентябрь 2022 г. - май 2024 г.

5. Методическая работа 1. Участие в методических объединениях онлайн, семинарах- практикумах, круглых столах, мастер – классах в цифровом пространстве.

2. Изучение методической литературы. Сентябрь 2022 г. – май 2024 г.

6. Работа по преобразованию развивающей среды 1. Приобретение новых программ, книг.

2. Оформление дидактических игр в соответствии с требованиями ФГОС. Сентябрь 2022 г. – май 2024 г.

Таблица «Реализация программы саморазвития».

Этап Срок Мероприятия

1. Теоретический Сентябрь 2022 г. Декабрь 2022. Повысить собственный уровень знаний путем:

прохождение дистанционных курсов повышения квалификации ;

изучение учебной, справочной и научно-методической литературы по теме: «развитие познавательной активности старших дошкольников через патриотическое воспитание»;

посещение ГМО по нравственно- патриотическому воспитанию на платформе Zoom;

самообразование

1. Систематизировать работу по этой теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное оборудование, работа на сайте ДОУ и т. д.).

2. Обеспечить новые подходы к организации образовательного процесса: системно - деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный.

3. Практический Январь 2022 г. - март 2024 г. 1. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьей в вопросах патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проведение индивидуальных бесед, анкетирования, родительских собраний с родителями по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»;

создать условия для приобщения детей, родителей, воспитателей, к основным культурным ценностям и истории Арзамаса;

проведение ОД с воспитанниками по плану;

анкетирование родителей с целью выявления грамотности родителей, их представлений о патриотическом воспитании;

оформление тематических стендов;

подготовка и реализация проектов:

«Моя малая родина-Арзамас»;

«Оживи странички истории»;

«Проект «Я – патриот».

создание картотеки дидактических игр по краеведению;

создание альбомов «Исторические промыслы Арзамаса», «История возникновения города Арзамаса», «исторические достопримечательности Арзамаса», «Поэты земли Арзамасской», «духовное наследие наших соотеечественников», «памятники природы Арзамасского края», «Водоёмы Арзамаса».

организация мини-музея «Городок наш Арзамас»;

изготовление макета «Арзамас – город Гайдара»

проведение фольклорные праздников;

просмотр видеоэкскурсий Арзамасского историко - художественного музея;

участие в городском фестивале исследовательских работ;

участие в творческих конкурсах;

участие в конференциях онлайн;

составление плана совместной работы с семьями воспитанников;

индивидуальная работа со старшим воспитателем;

приобретение новых программ, книг.

3. Итоговый Март - Май

2024 г. 1. Проведение оценки индивидуального развития воспитанников.

2. Подведение итогов за три года.

3. Отчет о проделанной работе на педагогическом совете (май 2022 год).

Список литературы.

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий, сценарии календарно - обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : "Детство - Пресс", 2001. - 400 с.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа - СПб. : АКЦИДЕНТ, 1997. - 158 с.

5. Костина Э. П., Кочнева Н. Н., Каримова Л. Г., Семикова Л. А. Мой родной дом. Программа (для детей 4 - 7 лет). Учебно - методическое пособие. - Н. Новгород: Талам, 2000. - 96 с.

6. Маханева М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Пособие для реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы". - М. : АРКТИ, 2004 - 72 с.

7. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/Под ред. А. А. Остапца. - М. : АРКТИ, 2003.

8. Тихонова М. В., Смирнова н. С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб. : "Детство - Пресс", 2000. - 208 с.

9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Н. Е Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.

10. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: уточнение и закрепление знаний участников семинара-практикума.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание
Опубликовано: 16 сентября 2022 в 07:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Маркеева (УИ 352007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД