Ходыкина Юлия
Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Статья из опыта работы на тему:
«Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста
посредством использования игровых технологий»
Ходыкина Ю. Ю., воспитатель МБДОУ "Детский сад
комбинированного вида №3 "
Алексеевского городского округа
Публикация «Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий» размещена в разделах
На современном этапе развития общества происходят изменения в разных сферах жизни, в том числе и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДОО, принципиальным отличием, которого является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификацию) детского развития, поддержку детской инициативы в разных видах деятельности, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Так вот познавательная активность и является одной из форм развития инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.
В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. В первый класс поступает 50–70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Причины, препятствующие развитию познавательной активности :
- готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;
- дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;
- дети слабо владеют познавательными действиями.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Но сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь –в изменившихся условиях перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры. Родители и педагоги все чаще отмечают, что дети перестают играть, даже при наличии большого количества игрушек.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша являются уникальным игровым материалом : возможно использование в работе с детьми начиная с 2 лет, индивидуально или с подгруппой детей, разнообразие вариантов и модификаций наборов палочек, для индивидуально–коррекционной работы и выполнения диагностических заданий, простоты в изготовлении педагогом и родителями.
В целях разрешения возникших проблем была предпринята попытка создания условий для развития познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий Кюизенера и Дьенеша.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, мыслительной деятельности дошкольников посредством использования в образовательном процессе игр с палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша.
Обязательным условием формирования познавательной активности, познавательных интересов ребенка, развития познавательного общения со взрослым и со сверстниками, развития познавательных процессов и формирования самостоятельной деятельности является наличие в группе уголка занимательной игры. В рамках реализации этого условия был создан уголок «Развивающие игры», в который поместили разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.
Знакомство детей раннего возраста с основными сенсорными эталонами происходило в рамках следующих разделов: 1) цвет; 2) величина; 3) форма.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера и блоками Дьенеша используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков.
Ознакомление детей с цветом начинаем с выделения признака предмета – цвета, затем умения обобщить предметы по данному признаку. Ребё нок по просьбе взрослого указывает на цвет предмета: "Покажи красный, как помидорчик; синий, как слива; желтый, как лимончик". Ребёнок выделяет признак цвета способом узнавания и называния предметов основных цветов. С этой целью используются следующие дидактические игры и игровые упражнения : «Найди такой же»; «Заселим домики»; «Найди домик». В играх ставится задача развивать у детей умение различать цвет.
Для развития умения обобщения предметов по данному признаку используется составление множеств по признаку цвета – классификация. Для этого ребенку необходимо выделить в группе предметов лишь те, которые при сравнении имеют общий признак (цвет). Такие игровые упражнения способствуют развитию памяти, педагог предлагает ребёнку вспомнить, как называется общий признак предмета. Затем активизирует мышление – найти такой же по цвету, сравнить, установить общий признак. Игры, которые проводят с детьми раннего возраста – «Разложи фигурки в свои домики» (с использованием цветных обручей); «Разложи по цветным мешочкам» (с использованием цветных мешочков). Например: дидактическая игра «Разложи детали в свои домики». Дидактический материал : блоки Дьенеша трёх цветов, обручи соответствующего цвета. Правило: брать рукой по одной фигуре и ставить в домик такого же цвета.
Знакомство с понятием величины у детей раннего возраста проходит через умение сравнивать предметы: «эта фигура – больше (меньше); эта фигура – тоньше (толще)». На этом сравнительном анализе и основаны игры с использованием блоков Дьенеша для изучения понятия величины. Например: посмотри, это маленький треугольник. Дай мне, пожалуйста, большой треугольник. Ребёнок зрительно анализирует и сравнивает фигуры. Для начала он может взять и наложить блоки один на другой для установления относительной величины, а в дальнейшем сделать это, зрительно соотнося предметы.
Усваивая понятие «величина», ребенок на основе зрительного сравнения устанавливает относительное свойство предмета – его величину, а затем систематизирует предметы по величине. «У меня маленький красный круг, а у тебя (большой красный круг)». Важно, чтобы ребенок договаривал самостоятельно окончание фразы.
Знакомство ребенка раннего возраста с понятием формы необходимо начинать с плоскостных геометрических фигур. Детям раннего возраста педагог называет одно свойство – это круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети вместо сенсорного эталона – круг чаще говорят – «колесо». В дальнейшем рассматривая предмет, ребё нок скажет: колесо похоже на круг, круглое.
Дети раннего возраста любят конструировать из геометрических фигур Дьенеша. Сначала предлагалось отобрать все колеса (круги, а затем разложить их на две группы: для большой и маленькой машины. Затем отобрать крыши для больших и маленьких домиков (треугольная форма, окошки (квадраты, дверки (прямоугольники) и т. д. Так, обучая малыша группировать предметы по разным признакам и наполняя деятельность ребёнка смыслом, прививается интерес к конструированию с самого раннего возраста.
Дети конструируют по образцу, принимая во внимание все части фигуры. Для усложнения задания возможно использование моделей. По правилам игры ребенок называет все признаки колеса. Дети с удовольствием играют в игру «Добавь, чего не хватает». Главное, чтобы ребё нок проговорил вслух действие и полученный результат: «Надо добавить толстое колесо (круг)».
После знакомства и закрепления плоскостных геометрических фигур, детям предлагается рассмотреть один из блоков и, сравнив геометрическую фигуру и блок, доказать, что это и есть объемная фигура, соответствующая плоскостной (метод наложения). Образец, представленный в виде плоскостного рисунка и созданная конструкция из блоков, связывает проекцию детали и его объемный эталон, и формирует зачатки абстрактного мышления.
Для детей раннего возраста следует использовать игры, с помощью которых малыши научаться различать предметы по свойствам, а также освоят понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам, как форма, цвет, размер, толщина.
Работа с игровым пособием предусматривает не только формирование познавательной активности, но и элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики, зрительное и пространственное восприятие. Главное, чтобы ребенку было интересно, а занятия воспринимались им как игра.
Необходимо дать детям возможность проявлять в играх выдумку и инициативу, быть активными и самостоятельными. Важно отмечать их достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.
Мониторинг показал, что в результате применения развивающих игр с блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера, дети научились выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет. Научились различать и выделять качества предметов, сравнивать их и обозначать соответствующим словом. Дети стали проявлять интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания : стремятся к получению знаний, проявляют умственное напряжение, усилия в ходе решения поставленных перед ними задач и проблем (что слабо проявлялось ранее, до проведенной работы). Появились готовность и желание ребенка к процессу обучения, что заметили и родители. Все это является показателем познавательной активности у детей.
Развивающие игры открыли детям широкие возможности для познавательных процессов, поскольку дети в играх активно действуют. Все игры, взятые для достижения результата опыта дали большой заряд положительных эмоций, у детей вырос самоконтроль и самостоятельность в их деятельности. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.
Библиографический список
1. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- 332 с.
2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? / Л. Д. Комарова, М., 2008. – 220 с.
3. Панова Е. Д. Дидактические игры-занятия с блоками Дьенеша / Е. Д. Панова. - Воронеж, ТЦ, «Учитель», 2007. – 220 с.
https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839.