Папки-передвижки

Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Ирина Борисенко
Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Как говорил В. А. Сухомлинский «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.»

Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Публикация «Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Конечно, дети дошкольного возраста являются слушателями, а не читателями. И перед нами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанным произведения.

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

В настоящее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы с вами живем в эпоху компьютерных технологий и огромного количества информации.

Современные дети — это «наблюдатели и зрители», которые привыкли воспринимать картинку на экране. Чтение уходит на задний план и становится не актуальным, не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Основная задача воспитателя –привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

При анализе любого литературного текста воспитатель должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме, чтобы в результате целенаправленного воздействия формировалось эстетическое восприятие, а на этой основе- развивались образная речь и детское словесное творчество.

Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям и формируется художественный вкус.

Все последующее ознакомление с литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

В связи с этим в нашем детском саду, которому всего год, мы начали внедрять проекты по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста.

1. Начали мы с создания Библиотеки и решили провести Акцию «Подарите книгу детям»

Цель которой, пополнение фонда библиотеки детского сада новой литературой и произведениями детских писателей, и детскими энциклопедическими изданиями.

2. Так же у нас проходит образовательный проект «Какие бывают книги» и «Книга своими руками»

Цель проектов: познакомить детей с историей возникновения книги, процессом ее изготовления, приобщить к пониманию роли книги и ее ценности в жизни человека. Увлечь детей книгой, развивать познавательные интересы, стимулировать творческую активность детей в речевой и продуктивной деятельности.

Мы уже провели беседы на тему: «Что было, когда не было книг?» и поговорили о создателях славянской азбуки Кирилле и Мефодии, о первопечатнике Иване Федорове.

Рассматривали с ребятами обложку, форзац, титульный лист, объясняли для чего нужны из какой бумаги делаются и какую информацию несут в себе.

Провели выставку разных видов книг из библиотеки, слушали рассказы детей о любимых книгах и рассматривали иллюстрации разных художников.

Сейчас во второй половине дня в нашей мастерской с подгруппами детей мы «Сами создаем нашу книгу» сочиняем сказки и рассказы и иллюстрируем их, оформляем в книгу.

Заключительный этап. Продуктивная деятельность по изготовлению индивидуальных «самодельных книг-малышек» и коллективной книги –сказки с придуманным детьми текстом и иллюстрациями.

Когда наши книги будут готовы, мы с детьми проведем презентацию проекта с приглашением родителей и рассказами детей о том, что они узнал и покажем выставку детских работ.

Кроме того, для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада, мы проводим ежедневное простое чтение воспитателя в кругу детей, чтение сказок перед сном, недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов, выставки книг или организацию книжного уголка к праздникам и тематическим занятиям.

В связи с нынешней ситуацией мы не можем проводить семейные вечера чтения в детском саду, но рекомендуем ежедневное чтение художественной литературы. Даем рекомендации, на что нужно обратить внимание при выборе книг. Советуем выбирать издания где изображение животных, людей и предметного мира максимально реалистично.

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 февраля 2022 в 19:04
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД