Фролова Ирина
Развитие речевой и двигательной активности у детей дошкольного возраста с применением пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевой и двигательной активности у детей дошкольного возраста с применением пальчиковых игр
Актуальность темы заключается в потребности общества в творческой и инициативной личности. С каждым годом растет объём знаний, которые надо передавать детям. Необходимо формировать у детей полноценное развитие речи. Посредством речи совершается развитие мышления. Для этого необходимо создать благоприятные условия для развития творческой деятельности детей.
Публикация «Развитие речевой и двигательной активности у детей дошкольного возраста с применением пальчиковых игр» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук в достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов идущих от пальцев рук.
Работая в младшей группе, речь у большинства детей только формируется, а у других уже активна.
Чтобы работу по развитию речи сделать систематичной и последовательной, я обозначила цель:
- Создание условий для развития речи у детей младшей дошкольного возраста с применением нетрадиционных методов и приемов.
Начиная работать над проблемой развития речи и двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста, я определила следующие задачи:
Развивать и активировать мелкую моторику пальцев рук.
Совершенствовать зрительно-двигательную активность.
Развивать речь детей, активизировать словарь.
Развивать интерес к играм-действиям под звучание потешки.
Формировать умение выполнять с помощью взрослого игровые действия.
Формировать познавательную активность, творческое воображение.
Систематичное выполнение ритмичных движений пальцами, индуктивно приводит:
К возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, повышаем речевую активность ребенка.
Концентрировать внимание, развивает память
Речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
При провидении игр я соблюдаю следующие правила:
Отрабатываю последовательно все упражнения, начиная с первой младшей группы.
Игровые задания постепенно усложняю.
Начинаю игру только тогда, когда ребенок хочет играть.
Никогда не начинаю игру, если ребенок неважно себя чувствует.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Лучшим временем для занятий является первая часть бодрствования.
Игры-занятия с детьми я провожу небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально, в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал динамичный, яркий, звучащий. В своей практике я использую пальчиковые игры, фольклорные песенки, потешки, которые помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Эти игры имеют развивающее значение, так как дают детям возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Использую:
игры с пальчиками,
игры с мелкими предметами,
игры с речевым сопровождением.
Пальчиковые игры :
«Это пальчик хочет спать», «Дружат наши дети», «Пальчики в лесу», «Капуста», «Улитка – улитка», «Солнышко – ведрышко», «Мой мизинчик», «Дождик» и др.
Все эти игры я применяю на занятиях, физкультминутках, прогулках, в свободной деятельности детей. Для меня важно, чтобы у ребенка работали все пальчики, движения выполнялись легко и доставляли ему радость, а для этого обучение я превращаю в игру.
Многие дети моей группы еще учатся соотносить слова с действиями, поочередному сгибанию пальчиков, что доставляет им большое удовольствие. Малыши подражают взрослому, учатся вслушиваться и понимать смысл речи. Пальчиковые игры создают положительный эмоциональный фон, особенно если они сопровождаются короткими стихотворными строчками. Ведь овладев упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории.
Использую игры и упражнения с водой: «Водичка – водичка».
Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.
«Ищем снеговика» — катание карандаша между ладонями. Игры на расслабление кисти рук.
«Белка» – дети проводят пальчиками по кусочкам меха.
Игры с крупой, орехами, с бусинками.
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка : умение слушать, различать звуки.
Когда и как использовать потешки?
когда ребенка одевают на прогулку;
купают;
помогают проснуться с хорошим настроением;
если ребенок шалит или капризничает;
для игры с ним;
для обучения малыша в игровой форме и пр.
Для лучшего восприятия я читаю потешки ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.
Таким образом, чем раньше малыши начинают двигать пальчиками, тем быстрее начинают говорить. У детей возникает желание играть, выполнять несложные движения, общаться с взрослыми, слушать доступные по содержанию потешки, эмоционально откликаются на игру, подражают взрослому.
Список литературы:
1. О. А. Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О. А. Зажигина. - СПб. : ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019.
2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера,2017.
3. Ершова Н. В., Аскерова И. В., Чистова О. А. Занятие с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
4. Литвинова О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Восприятие художественной литературы. Конспекты занятий. Ч. 2. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019.
5. Литвинова О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.