Папки-передвижки

Презентация «Развитие самостоятельности в познавательно-исследовательском виде деятельности»

Марина Шемякина
Презентация «Развитие самостоятельности в познавательно-исследовательском виде деятельности»

(выступление на МО для воспитателей)

Слайд 1. С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка. Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Презентация „Развитие самостоятельности в познавательно-исследовательском виде деятельности“» размещена в разделах

Задача педагогов – помогать развитию самостоятельной деятельности и исследовательской активности детей, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Слайд 2. С утверждением ФГОС ДО к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено:

-ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;

-ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

То есть задача подготовки ребенка к школе не приобретению им определенных знаний, а к формированию умений действовать самостоятельно, проявлять любознательность, творческую активность.

Познавательно-исследовательская деятельность - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

С помощью нее можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное формировать умения размышлять, рассуждать и анализировать.

Детям не сообщаются готовые знания, не предлагаются способы деятельности, а создаются такие проблемные ситуации, решить которые ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт, установит в нём иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Слайд 3. При организации познавательно- исследовательской деятельности с детьми следует руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности.

3. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию.

5. Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми.

6. Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.

7. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Процесс познания – творческий процесс, и задача педагогов поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Поэтому основной целью организации экспериментальной деятельности с детьми является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.

В рамках свободной экспериментально-познавательной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную исследовательскую среду. Среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.

Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Слайд 4. Этапы самостоятельной деятельности :

1. Постановка воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми).

2. Первичный анализ задачи (соотнесение известных и неизвестных данных).

3. Поиск решения задачи. (В ходе поиска решения задачи дети высказывают суждения - предположения о причинах явления.)

4. Отбираются один или несколько способов проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка.

5. Производится анализ полученных в ходе проверки результатов и осуществляется формулирование выводов. (что является решением определенной познавательной задачи).

Одним из основных условий, необходимые для организации познавательно - исследовательской деятельности с детьми, является требование к пространству организации экспериментально-познавательной самостоятельной деятельности.

Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. Педагогическое требование к пространственной организации опыта заключается в том, чтобы любой объект был максимально доступен для восприятия каждому ребенку.

Слайд 5. В старшей группе МАДОУ детский сад «Сказка» организован центр экспериментирования, все дети имеют к нему и оборудованию в нем свободный доступ.

Слайд 6. Чтобы организовать самостоятельную поисковую деятельность детей в ходе экспериментирования воспитатель должен поставить перед детьми такую познавательную задачу, которую можно решить только с помощью опыта.

Слайд 7. Так, в ходе экспериментирования с воздухом, мной была поставлена познавательная задача, перед детьми: имеет ли вес воздух? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, я спросила: «А как проверить, кто из вас прав?»

Слайд 8. Для проверки предположений организуется опыт, в результате Слайд 9. взвешивания воздуха, дети убедились в том, что воздух имеет вес, делают самостоятельно выводы.

В ходе самостоятельного экспериментирования у детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Воспитанники овладевают теми умениями, которые нам диктуют новые требования к результатам овладения программой ДОО в условиях введения ФГОС.

Слайд 10.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности» Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Требования ФГОС ДО направлены на.

О познавательно-исследовательском развитии воспитанников ДОУ Во ФГОС ДО много инноваций, но совершенно новым является по-знавательно-исследовательское развитие детей (ПИР). Также красной нитью проходит.

Опыт работы «Развитие творческой самостоятельности детей старшего дв средствами театрализованной деятельности» Проблема развития у детей самостоятельности была и остается в дошкольной педагогике одной из самых актуальных. В настоящее время интерес.

Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Опыт работы «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» Опыт работы по теме «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» в подготовительной.

Презентация «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД--- ДОКЛАД: ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 2 СЛАЙД --Прежде чем.

Презентация на тему «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше.

Презентация «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Сенсорное развитие Сентябрь Задача I неделя II неделя III неделя IV неделя Развивать зрительное восприятие. Закрепить умения группировать и соотносить однородные.

Презентация «Решение проблемных ситуаций как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности» Актуальность: В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Развитие самостоятельности в познавательно-исследовательском виде деятельности»
Опубликовано: 20 января 2019 в 16:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД