Евстратова Елена
Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2
«Полянка»
Самообразование
Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через
Воспитатель
Евстратова Елена Анатольевна
2021 год
Публикация «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
В 2018 – 2019 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального
мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи: - изучить литературу по данной теме;
- создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей;
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все
виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- повышать уровень знания у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Разные учёные по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Подьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом: оно направлено на формирование у ребёнка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления. Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребёнка чувственного познания, развития у него сенсорных процессов через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе ит. д. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребёнка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребёнка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
В результате изучения темы, я сделала следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, занятия, трудовую деятельность, прогулки, экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный опыт детей.
Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Но, как известно, основной формой и организации жизни детей является игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение и познаёт мир.
Именно поэтому я выбрала тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».
В работе с детьми я использовала различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.
В ходе работы с детьми, я предлагала им следующие дидактические игры.
• Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Спрячь мышку», «С какого дерева листок», «Разноцветные ёжики», «Волшебные автомобили».
Цель: учить детей различать и называть основные цвета.
• Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: «Найди предмет такой же формы», «Поезд», «Чудесный мешочек», «Волшебный кубик».
• Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины: «Найди свой домик», «Собери пирамидку», «Строимся по порядку».
Ну и конечно же, моя работа не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей младшего возраста», круглый стол на тему «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей». Была оформлена папка-передвижка «Сенсорное воспитание и дидактическая игра», а также родители привлекались к приобретению и изготовлению дидактического материала.
Таким образом, дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра – наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребёнку. Она помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребёнка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.