МААМ-картинки

Развитие социально-речевых умений у дошкольников в процессе игр парами

Чернышева Надежда Анатольевна
Развитие социально-речевых умений у дошкольников в процессе игр парами
▼ Скачать + Заказать документы

В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними.

Публикация «Развитие социально-речевых умений у дошкольников в процессе игр парами» размещена в разделах

Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений.

Взаимодействие в паре - это вид совместной деятельности людей, который обеспечивается общением, без него существовать не может, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия.

Значение развития в дошкольном возрасте умения взаимодействовать в паре велико. Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. производственных, целей.

Во-вторых, умение взаимодействовать в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.

В-третьих, создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары.

В-четвертых, ребенок получает опыт «лидерства- сотрудничества — подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны.

В-пятых, развиваются многие коммуникативные умения, например умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т. д.

Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа.

Первый этап — 4–5 лет (средняя группа) — должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.

Второй этап — дети 5–6 лет (старшая группа) — заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.

Третий этап — 6–7 лет (подготовительная группа) — должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.

На этом этапе должны быть созданы условия для того, чтобы дети самостоятельно осознали необходимость и важность договора для достижения цели совместной деятельности, осознали и то, о чем следует договориться (что мы будем делать вместе (общая цель, кто и что будет делать (функции каждого, как, каким образом (способ деятельности).

В зависимости от достигнутого социально-коммуникативного уровня развития детей педагог либо говорит каждой паре, что им надо договориться о том, кто, что и как будет делать, либо задает вопрос, о чем им надо договориться, чтобы успешно выполнить работу. При этом контролирует, чтобы последовательно прозвучали ответы на вопросы «Кто?», «Что?» и «Как?».

В большинстве случаев можно выделить две модели договора в паре:

-«ведущий — ведомый» : лидер (ведущий) начинает рисовать элемент, ведомый ждет, а затем повторяет элемент лидера;

-«паритетные отношения» : дети договариваются, кто какой элемент рисует, затем каждый участник в паре повторяет элемент партнера, при этом они меняются либо карандашами, либо заготовками.

Работу в парах можно организовать так, что дети будут выполнять не только задание, но одновременно могут производить взаимопроверку, без помощи воспитателя. Для этого в работе можно использовать карточки-сорбонки (карточки памяти - на одной стороне задание, на другой ответ). Например, на занятиях по речевому развитию мы используем карточки-сорбонки для определения звука. Дети называют звуки и определяют гласный или согласный, твердый или мягкий и тут же осуществляется взаимопроверка путем переворачивания карточки (согласный твердый – синий кружок, гласный – красный кружок, согласный мягкий - зеленый кружок). За каждый правильный ответ ребенок получает жетон. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу, формируется умение слушать и слышать друг друга, приходить к единому мнению,

«Карусель» (рекомендуется со старшей группы)

Данную игру используем при описании или исследовании какого-либо объекта. Исследуемый объект помещается в центр карусели (это может быть кусок льда, деревянный кубик, резиновый мяч и т. д., а по краям располагаются карточки-схемы, с помощью которых дети задают друг другу вопросы по поводу исследуемого объекта, например: съедобный предмет или несъедобный; какой предмет на ощупь; из чего сделан предмет; какого цвета, размера предмет и т. д. Раскручиваем «Карусель», когда «Карусель» останавливается, дети берут карточки по очереди и задают друг другу вопросы. Чтобы иметь большее представление об объекте и правильно ответить на вопрос, дети могут взять предмет в руки.

Таким образом, дети сами, без помощи воспитателя исследуют объект, учатся правильно задавать вопросы друг другу, отвечать на поставленные вопросы, а в конце учатся делать вывод по поводу исследуемого объекта.

Данная игра формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Дерево знаний» (рекомендуется в подготовительной к школе группе).

Развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Воспитатель заранее готовит демонстрационный материал в виде съемных карточек-схем с предметными картинками по определенной теме на макете дерева. Дети, объединившись в малые группы по 2 человека, выполняют задания, один выполняет, другой оценивает правильность ответа. Карточки могут быть самые разнообразные.

Например, после знакомства со сказкой «Снежная Королева», поместить на «Дерево знаний» карточки с изображением предметов, которые встречаются в сказке и предметы, которые в сказке не встречаются. Детям дать задание разбиться на пары, снять с дерева только тот предмет, который упоминается в сказке, а далее согласовать название выбранного предмета со словами: один, одна, одно. Слово один у нас расположилось на олене, слово одна на сове, а одно – на зимнем дереве. Пары, договорившись между собой и прийдя к общему мнению, выбирают объект, на который помещают свою карточку.

Далее пары меняются местами и с помощью сигнальных карточек проверяют друг у друга выполненное задание. Если задание выполнено правильно, поднимают синюю карточку, если допущена ошибка – красную.

Напиши картину словом.

Дети поочерёдно выбирают предмет из предложенных, описывают его и прикрепляют на ковролин, определяя и называя его место. В результате, на ковролине получается картина. Это может быть пейзаж, натюрморт или сюжетная картина, в зависимости от предлагаемых элементов. Слово обязательно сопровождает наглядный образ и действие!

Когда дети будут хорошо справляться с подобными заданиями, можно расширить их творческие возможности, предлагая предметы из разных жанров. Предварительно говорится, что не обязательно использовать все имеющиеся предметы для будущей картины.

Этот вид работы вызывает интерес у детей, они быстро понимают принцип выполнения задания и составляют интересные, иногда, неожиданные картины. В качестве более сложного варианта этого задания, можно предложить детям «нарисовать картину словом» в умственном плане, оперируя только зрительными образами. После того, как дети опишут словами свою картину, её можно будет вместе нарисовать на листе.

Образец:

«Зимний пейзаж»

Дети выбирают элементы, описывают их и прикрепляют на ковролин:

- На переднем плане картины я изобразила реку. Река покрыта льдом. Он голубой, блестящий, как зеркало.

- Высоко в небе над горизонтом я нарисовала солнышко. Солнышко яркое, ласковое, лучистое.

- Над линией горизонта я изобразила облако. Облако белое, пышное, плывёт по небу.

- На заднем плане картины я изобразил дом. Дом небольшой, деревянный, деревенский.

- Слева от реки, на переднем плане картины, я изобразил дом. Дом высокий, покрытый снегом, кирпичный.

- Слева от маленького дома я нарисовал ёлочку. Ёлочка зелёная, пушистая, покрытая снегом.

- Около реки, справа, растёт берёза. Берёза высокая, ветвистая, заснеженная.

«Интервью»

На этапе закрепления знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью».

Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь. Дети выбирают корреспондента, который опираясь на специальные карточки - подсказки задает вопросы о каком-либо событии.

После какого-либо интересного события, будь – то экскурсия или приезжий цирк, мы с детьми проводим игру «Журналист». Дети с удовольствием играют роль журналиста и задают друг другу вопросы: Что особенно запомнилось? Что больше всего понравилось? О чем бы хотел рассказать? Какое настроение осталось после увиденного? Хотел бы посмотреть еще раз?

Игра «Собиралки»

Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления; развивать монологическую и диалогическую речь детей; воспитывать чувство любви к близкому человеку.

Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:

2 овала лица (можно использовать больше) ;

- 4 пары нарисованных глаз;

- набор схематично изображенных губ;

- 3 пары бровей;

- прически (мальчик, девочка, мама, папа, дедушка и бабушка)

Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком.

«Прогулка с компасом»

Материал: Повязка на глаза.

Дети делятся на пары- «турист» (ведомый) и «компас» (ведущий). «Туристам» завязывают глаза, они становятся впереди, «компасы» - сзади, кладя «туристам» руки на плечи.

Задача игровой пары, пройти всё игровое поле вперёд и назад. При этом «турист» не может разговаривать с «компасом». «Компасы» только движением рук помогают «туристам» держать направление и избегать препятствий.

«Съедобное – несъедобное»

(Для детей от 4-х лет)

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др., уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Оборудование: мяч.

Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежда – обувь» и др.

«Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре — это человек, он «ходит по лесу» : собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок — его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие. Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм» :! «Темп — это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм — это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук- тук». Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре — мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога, другой ребенок —его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

«Опиши друга».

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.

Один ребёнок берет себе медведя,а другой зайчика.

И начинают: «У меня медведь.» Другой ребенок: «А у меня заяц.» и т. д.

«Волшебная палочка»

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

Один называет сказку, другой ее персонажей и т. д.

«Чудесный мешочек»

Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

Игра «Дрозд»

Дети парами поворачиваются друг к другу и говорят:

«Я - дрозд, и ты – дрозд.

(Показывают сначала на себя, потом на товарища.)

У меня нос,и у тебя нос.

(Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища.)

У меня гладкие, и у тебя гладкие.

(Круговыми движениями гладят сначала свои щёки, затем щёки товарища.)

У меня сладкие, и у тебя сладкие.

(Указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот своего товарища.)

Я- друг, и ты- друг.

(Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища.)

Нам хорошо!»

(Обнимаются.)

«Проигрывание ситуаций»

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?

- Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

(Эта игра поможет ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

«Разговор через стекло»

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одному ребёнку нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”, а другой должен отгадывать то, что увидел.

«Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Игра «Телефон»

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушкина загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4. Вас обидели, а друг вас утешает.

5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

Игра “Рисование на спине”.

Дети разбиваются на пары. Сначала один рисует на спине у другого простые картинки пальчиком, а другой их отгадывает, затем они меняются местами. Эта игра развивает коммуникативные навыки, умение сосредоточиться на ощущениях.

Игра “Разминка”.

Партнер партнеру комплимент (хвалит его за что-то, находит, что либо, общее, а затем партнер отвечает ему, называя что-то свое. Таким образом, в этой игре дети учатся принимать любого человека, находить в нем хорошее, учатся говорить комплименты.

Формы, методы и приемы, которые используются для социально-речевого развития детей помогают им :

*проявлять интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

*смотреть на себя со стороны глазами других людей;

*предвидеть стратегию ролевого поведения;

*делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для окружающих;

*открыто и искренне выражать их;

*стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и *соглашаться, подчиняться в игре;

*доверять друг другу;

*поддерживают высокую общую самооценку личности ребенка

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие.

Описание опыта работы «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Вопрос развития.

«Развитие социально — речевых умений у дошкольников в процессе игр». Человеческие отношения, нормы поведения начинают интересовать ребенка очень рано. Что можно и что нельзя, кто добрый и кто жадный, что хорошо.

«Социально — коммуникативное развитие младших дошкольников с помощью дидактических игр» Голикова А. В., воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Сказка» г. Абакан Социализация ребенка является одним из главных направлений работы дошкольных.

Описание опыта «Развитие физических качеств старших дошкольников в процессе организации подвижных игр и эстафет» Описание опыта педагогической деятельности: «Развитие физических качеств старших дошкольников в процессе организации подвижных игр и эстафет.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Результатом ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний и технологий. Именно поэтому основным способом.

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством речевых игр СЛАЙД №1 Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные.

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых. Специальные исследования и практика показывают, что у дошкольников необходимо в первую очередь развивать те коммуникативно-речевые умения,.

Занятие для семинара «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» Занятие для семинара «Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников» Тема «Сила тяготения» и «Школа мяча» Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социально-речевых умений у дошкольников в процессе игр парами
Опубликовано: 23 мая 2017 в 20:44
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социально-речевых умений у дошкольников в процессе игр парами» (включая файлы) размещена пользователем Чернышева Надежда Анатольевна (УИ 188107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД