Получи документы

Развитие социальной компетентности дошкольников через интеграцию семьи и ДОУ посредством проектной деятельности

Наталья Даутова
Развитие социальной компетентности дошкольников через интеграцию семьи и ДОУ посредством проектной деятельности

Пояснительная записка

Методическая разработка по теме: «Развитие социальной компетентности дошкольников через интеграцию семьи и ДОУ посредством проектной деятельности». Тема социальной компетентности детей дошкольного возраста в обществе является очень актуальной и одной из приоритетных в системе образования в нашей стране. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было обладать знаниями, умениями и навыками, то сейчас нужно не только уметь выполнять определённую работу, но самостоятельно ставить и решать проблемы, и творчески переосмысливать свою деятельность. Метод реализации проектов различной тематики может, на мой взгляд, объединить усилия ДОУ и семьи, интегрировать их совместную деятельность в вопросах формирования и развития социальной компетенции детей. Ведь дошкольное учреждение является одной из ступеней образовательного процесса, специально созданной для социализации дошкольника. Участники образовательного процесса и семья, объединив свои усилия, могут создать комфортную социально-педагогическую среду, в которой ребенок будет жить и развиваться. Деятельность семьи и ДОУ в этой работе будет эффективна настолько, насколько они способны, гармонично дополняя друг друга, учить детей ценить наследие прошлого, уметь не просто существовать, а полноценно, ярко, интересно жить в настоящем, а также готовить их к личностной, профессиональной востребованности и активной жизни в обществе в будущем. Таким образом, взаимодействие семьи и ДОУ в проектной деятельности позволит обеспечить системность и логичность всей проводимой работы. И, конечно же, очень важно единство подходов и признание ценности результата проектной деятельности. Иногда формы работы с родителями (собрания, конференции, консультации, посещение воспитанника на дому, беседы, чтения, вечера, тематические консультации, ринги) не обеспечивают главного - совместной деятельности родителей, детей и педагогов. Более эффективным средством взаимодействия ДОУ и семьи, на мой взгляд, является совместная проектная деятельность социального педагога родителей и детей. Преимущество ее перед другими видами деятельности заключается в том, что ребенок самостоятельно и осознанно планирует собственную деятельность. В совместную проектную деятельность включён плодотворный потенциал, развивающий коммуникативную и эмоционально-мотивационную сферу всех участников этого процесса. Привлечение родителей к совместной проектной работе даст возможность не только осознать имеющийся, но и приобрести новый опыт программирования собственного родительского поведения, передающего детям знания, умение расставлять правильно приоритеты и ценности, примеры социальной компетентности. Говорить о качестве работы с детьми, можно лишь тогда, когда поставленные задачи будут успешно выполнены. Данная методическая разработка будет способствовать повышению качества работы и созданию системного подхода в деле формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Публикация «Развитие социальной компетентности дошкольников через интеграцию семьи и ДОУ посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Цель: Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Задачи:

• создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую социализации личности;

• содействовать развитию у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности;

• расширять возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром;

• стимулировать потребность у участников к самореализации, самовыражению;

• способствовать актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающими;

• объединить усилия педагогов и родителей в вопросе социально-личностного развития детей;

• расширить представления и обогатить знания родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;

• гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

Ожидаемые результаты

Внедрение социальных проектов обеспечит оптимальные условия для изучения детьми народных традиций, возрастёт интерес к семье, гордость за свою страну, любовь к малой родине. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Возрастут возможности сотрудничества образовательного учреждения с семьями воспитанников. Вовлеченность в проект позволит всем членам семьи обогатить свой педагогический и человеческий опыт, открыть положительные качества в себе и в собственном ребенке, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов детей. Проектная деятельность создаст условия для объединения усилий педагогов и родителей, поможет сделать эти условия наиболее благоприятными.

Для эффективности работы я адаптировала алгоритм реализации проектов, к условиям нашего ДОУ и применила такие механизмы как:

Механизм взаимодействия МБДОУ д/с № 35 и родителей

Правило первое - информированность. Родители должны знать о содержании семейных проектов, поэтому им предлагается информация о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет происходить сбор сведений, о способе презентации проекта. Для этого необходимо организовать специальное место, где размещается все, что касается совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей. Информацию доносят в понятной, привлекательной для родителей форме, информация регулярно обновляется.

Правило второе - добровольность и возможность выбора. При организации работы по реализации совместного проекта учитываются интересы и возможности родителей. Для этого им предварительно обсуждаются с родителями варианты участия в проекте, проводится консультирование тех родителей, кто выразит такое желание.

Правило третье - чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство удовлетворения и гордости от участия в общей деятельности, поэтому участие всех членов семьи в проекте поддерживается и поощряется, выносится благодарность каждому участнику проекта за его персональный вклад. В МБДОУ выделено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Механизм реализации семейных проектов.

Первый этап. Разработка положения о смотре семейных проектов, критерии оценки проектных работ, сценарий финала. Родителей знакомят с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами. Перед детьми ставится проблема. Обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей работе. Разрабатывается план реализации проекта.

Второй этап - это проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Педа-гог выступает в роли советника и непосредственного участника проекта семьи.

Третий этап - заключительный. На этом этапе происходит презентация проек-тов : фотоколлажи, праздники, коллекции, творческие гостиные, панно, выставки.

В настоящий момент в детском саду разработаны социально-ориентированные проекты, такие как: "Азбука профессий", "Мама, папа, я -счастливая семья", " Ставрополь – моя малая Родина".

Одним из главных инструментов в работе социального педагога являются технологические карты. Ниже приведены примеры технологических карт, в соответствии с которыми планируются и проводятся социальные проекты в МБДОУ д/с № 35

Задача технологической карты - отразить деятельностный подход в развитии и воспитании дошкольников.

Технологическая карта позволит социальному педагогу :

- планировать работу по развитию воспитанников;

- соблюдать последовательность работы по освоению темы: от цели до конечного результата;

- определить уровень достижений на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретное занятие в систему занятий);

- определить возможности взаимодействия разных областей развития дошкольников;

- выполнять сравнительный анализ достижения результатов воспитанников на каждом этапе освоения темы;

- решить организационно-методические проблемы.

Список литературы

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез.

Лобанова В. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности

В. Лобанова, А. Тимошенко // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – С. 99-103.

Анощенко М. А. Использование совместной проектной деятельности взрослых и детей в инклюзивных группах детского сада М. А. Анощенко,

Горбунова И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей : подготовительная к школе группа

И. Горбунова Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С. 24-28.

Васильева Н. Проектная деятельность : участвуем вместе

Н. Васильева // Дошкольное воспитание – 2011 – № 11. – С. 49-50.

Технологическая карта проекта

Тема: "Азбука профессий"

Цель: Формирование устойчивых представлений у всех участников образовательного процесса о ценности труда и профессиональной деятельности человека.

Задачи:

Образовательные:

Накопление детьми знаний о работе своих родителей

Развивающие :

Совершенствование пространственного восприятия в процессе нахождения места работы родителей на карте города.

Совершенствование связной монологической речи в процессе составления книжек-самоделок по профессиям родителей.

Воспитательные:

Развитие навыков публичного выступления перед детьми других групп.

Создание чувства успешности у детей с проблемами в социальном и речевом развитии.

Создание ситуаций для переживания чувства гордости за своих близких.

I-подготовительный этап

Подготовительная работа Деятельность детей Роль социального педагога Роль семьи Предметная развивающая среда

(оборудование) Ожидаемый результат

Мотивация детей и их родителей на предстоящую деятельность

Налаживание взаимодействия с социумом для проведения экскурсий по ознакомлению с работой родителей Составление книжек-самоделок "Как мы были пожарными", "Как мы были парикмахерами", "Как мы были учениками"

Дидактические игры "Кому что нужно для работы"

Рассматривание семейных альбомов Работа с детьми по составлению коллективных рассказов о профессиях пожарного, парикмахера, учителя

Сообщение родителям цели и задач предстоящей работы

Участие в выборе семьей профессии кого-либо из ее членов для изготовления книжки-самоделки Фотографирование детей на экскурсиях

Подготовка семейных фотографий Картотека пальчиковых игр по теме «Профессии», кроссворды, ребусы, альбом загадок.

Детям о профессиях" Аудио записи музыкальных произведений: аудиодиски с песнями для детей о профессиях. Интерес к предстоящей деятельности.

Выбор направления совместной работы

II- исполнительский этап (реализация)

Совершенствование пространственного восприятия.

Повышение авторитета родителей в глазах ребенка.

Формирование привычки содержательного досуга в семье Встречи с интересными людьми

(рассказы родителей о своей профессии в группе детского сада)

Дни взаимодействия "родители-дети" (организация родителями практической деятельности с детьми по изготовлению образцов продукции своей работы из изо материалов Консультирование родителей по содержанию рассказов для детей о своей деятельности

Проведение дидактических игр с детьми на закрепление полученных знаний

Организация деятельности с детьми по определению на карте места работы родителей, мест использования продукции их производства Выступление перед детьми группы (рассказ о своей работе)

Изготовление с ребенком книжки-самоделки Приобретены новые атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека»

Обновлены дидактические пособия, «Профессия», «Кому, что нужно» Дети знают название профессии своих родителей, понимают ее значимость, могут назвать основные трудовые действия, оборудование и результат, отражают полученные знания в играх.

Каждый участник проекта испытывает чувство праздника и успеха

III- заключительный этап (презентация)

Развитие навыков публичного выступления

Создание ситуаций для переживания чувства гордости за своих близких Марафон-презентация книжек перед детьми своей группы, параллельных возрастных групп (детей с низкой самооценкой) Налаживание взаимодействия с другими группами

Награждение всех участников проектной деятельности Подготовка выступлений детей

Проводится сравнительный анализ. Книжки-самоделки о профессиях

Стенд для презентации итогов работы Дети связно, последовательно, выразительно рассказывают о своих родителях, гордятся ими.

Технологическая карта проекта

Тема: "Ставрополь - моя малая Родина»"

Цель: Ознакомление с историей Ставрополя. Расширение знаний детей о культуре, быте, традициях. Вовлечешь каждого ребенка в активный познавательный творческий процесс.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать осознанию неразрывной связи истории городов Ставропольского края.

Познакомить детей с назначением Красной книги Ставрополья.

Развивающие :

Развивать творческие способности, эстетический вкус, умение самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний.

Развивать познавательную активность дошкольников.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному краю.

I-подготовительный этап

Подготовительная работа Деятельность детей Роль социального педагога Роль семьи Предметная развивающая среда

(оборудование) Ожидаемый результат

Мотивация детей и их родителей на предстоящую деятельность

Налаживание взаимодействия с социумом для проведения экскурсий по ознакомлению с работой родителей • Просмотр видеофильмов, фотографий, иллюстраций, слушание песен о Ставропольском крае, чтение стихов)

• Работа с родителями (сбор экспонатов для оформления групповой выставки).

Оснащение предметно-развивающей среды.

Памятка «С чего начинается Родина?»

• Активное участие родителей в жизни группы 1. Информационные

2. - фото-видео материалы;

3. - библиотечный фонд

4. Дидактическое обеспечение:

5. - подбор произведений о Ставропольском крае.

6. - подбор иллюстраций, фотографий, слайдов, видеоматериалов. В результате целенаправленной работы по данной теме у воспитанников должны быть сформированы

осмысление понятия

«Семья», социальные роли, семейные ценности

II- исполнительский этап (реализация)

Расширять кругозор детей, о достопримеча-тельностях своего города. Беседы и занятия - «Мой город. Улицы города», «История моей страны, моего города», «Символы нашего города», «Памятные места моего города», лепка: «Мой подарок городу», рисование «Любимое место в моем городе»;

- чтение пословиц и поговорок о родном городе;

- сюжетно-ролевые игры на тему «Мой город». Повышение компетентности всех участников проекта.

Консультации для родителей «Воспитание у детей любви к родному городу»

Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе. Оснащен центр патриотического воспитания (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особ Оформление стенда для презентации итогов работы • Знание детьми истории Ставропольского края его городов, природы и границ.

III- заключительный этап (презентация)

Демонстрация плаката подготовленного совместно с родителями «Мой родной город!»

Игра викторина «Знаешь ли ты свою малую Родину» Награждение всех участников проектной деятельности • Анализ параметров семейного ролевого взаимодействия

Организация выставки детского творчества

Демонстрация стенда для презентации итогов работы. У воспитанников повысился уровень знаний по теме проекта, а совместная деятельность детей, родителей и социального педагога еще более всех сплотила.

Технологическая карта проекта

Тема: "Папа, мама, я – счастливая семья»"

Цель: Создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье, взаимодействие, поддержка и сопровождение, а также профилактика семейных взаимоотношений с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Приобщение к национальным обычаям и традициям.

Развивающие :

Развивать партнерские отношения между семьями воспитанников и детским садом.

Активизировать развитие познавательные способности воспитанников через реализацию проекта.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, чувство гордости, учить проявлять заботу о родных людях.

Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям, уважительное отношение к старшему поколению.

I-подготовительный этап

Подготовительная работа Деятельность детей Роль социального педагога Роль семьи Предметная развивающая среда

(оборудование) Ожидаемый результат

Чтение рассказа Д. Грабе «Мама», разучивание песен «Разговор с дочкой», заучивание стихотворения «Посидим в тишине»

Е. Благинина Дети больше узнают о своей семье : о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек, учатся проявлять заботу о родных людях.

Анализ имеющихся условий в для реализации проектной деятельности.

Разработка тематического плана работы

Подбор методической литературы

Беседы родителей со своими детьми о традициях, обычаях своей семьи Оформление центра нравственно-патриотического воспитания. Возрождение традиций семейного воспитания;

Установления партнёрских взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса

II- исполнительский этап (реализация)

Фотовыставка

«Моя семья». Выставка детско-родительских рисунков «Семейный досуг». Рассказы детей о родословных, об обычаях и традициях своей семьи

Участие в создании фотоальбома «Моя семья»

Повышение педагогической грамотности родителей.

Продуктивное творческое взаимодействие.

Составление генеалогическое

древо семьи

(совместная работа с детьми) Приобретен демонстрационный материал. Изготовлены альбомы «Семья», «Профессии». Подобрана художественная литература Сформированы доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства. Повысилась мотивация и готовность педагогов и родителей к сотрудничеству

III- заключительный этап (презентация)

Выставка рисунков «Моя семья». Итоговое занятие по теме: «Тепло семьи». Создание положительного эмоционального микроклимата в ДОУ. Проводится сравнительный анализ.

Привитие детям таких понятий как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «уважение к старшим» Демонстрация оформленного Центра нравственно-

патриотического воспитания (дидактические и настольные игры,

наглядный материал, книги, энциклопедии) Повышение активности родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и социального педагога

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традицийСовместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социальной компетентности дошкольников через интеграцию семьи и ДОУ посредством проектной деятельности
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 15:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД