Светлана Люкманова
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами лего-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №50»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
На тему :
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии»
Подготовила:
Воспитатель
Люкманова Светлана Александровна
2021 г.
г. Дзержинск Нижегородская область
1 слайд
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами лего-технологии» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Люкманова Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №50», г. Дзержинска Нижегородской области. Стаж работы 35 лет. Представляю вашему вниманию практические достижения профессиональной деятельности по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии»
2 слайд
Развитие связной речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Современные родители в наше время частенько забывают, что дети подражают речи окружающих и пускают процесс развития речи на самотёк. Ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Наблюдения педагогов показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема её развития является одной из актуальных на сегодняшний день.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей.
Актуальность темы основана так же на выявленном противоречии между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным осознанием педагогами ДОУ возможности использования ЛЕГО -конструкторов в практике работы ДОУ из-за недостаточного методического обеспечения этого процесса.
3 слайд
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребёнка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно чётко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.
Главное условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – обучение детей в игре, т. к. игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в образовательном процессе.
LEGO – технология - одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Основу процесса её усвоения составляет чередование практических и умственных действий самого обучаемого, с учётом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей.
4 Слайд
Исходя из требований стандарта, мной была определена цель – это Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста в процессе организации лего-конструирования.
Данная цель решалась мною через задачи (отражены на слайде)
5 слайд
Развивать речь ребёнка, не включая её в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Для создания эффективной развивающей предметной среды в группах детского сада организуются различные центры активности. Наполнение этих центров отражено на слайде.
6 слайд
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, в режимных моментах, так же на занятиях. Для успешного проведения занятий с конструктором ЛЕГО необходимы определенные условия.
7 слайд
В процессе деятельности с ЛЕГО используются разнообразные формы заданий. Они так же представлены на слайде.
8 слайд
В процессе обучения используются педагогические приё мы:
- вступительная беседа, которая служит способом привлечения к теме занятия;
- создание проблемной ситуации, которая заинтересует и вовлечет детей в игровую деятельность;
- использование сюжетно-ролевой игры (часто Лего-конструирование перерастает в полноценную игру с сюжетом и декорациями);
- дидактическая игра;
- выполнение заданий по образцу, которые сопровождаются помощью педагога;
- конструирование с использованием технологических карт и инструкций, выполнение работы по схемам;
- творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели (такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками);
- создание мультфильмов и комиксов с LEGO.
9 слайд
Освоение Лего-конструктора не является спонтанным, его использование должно быть целенаправленным и последовательным. Особая ценность новой технологии заключается в том, что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения. У них есть масса возможностей рассказать свои истории. Дети могут возвращаться к разным моментам своих историй, чтобы лучше понять их. Имея возможность видеть перед собой модель своей истории, дети значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.
Остановимся на алгоритме, предполагающим работу с набором
«Лего». Она строится на модели четырё х вопросов:
- О ком это? Этот вопрос побуждает детей подумать о персонажах рассказа.
- Где это происходит? Этот вопрос побуждает придумать подходящее место действия.
- Когда это будет происходить? Этот вопрос побуждает подумать, в какой период времени происходит действие в рассказе.
- Что произошло? Этот вопрос побуждает сосредоточиться на описании сюжета – событий, их которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или последовательности.
10 слайд
Все занятия, которые можно провести с набором, можно разделить на 4 категории. Они представлены на слайде.
11 слайд
Всю работу можно разделить на ряд этапов:
На первом этапе работы мы с детьми придумывали LEGO - истории. Дети делали постройки и описывали их, далее эти рассказы записывались, а построки фотографировались. Все это проходило в «Ситуации письменной речи» (ребёнок говорит, взрослый записывает). Именно рассказ под запись делает интерес детей к изложению истории более выраженным. Рассказ становится заметно более продуманным, чем в обычном разговоре, дети стараются грамотнее излагать мысль.
На втором этапе мы с детьми уже придумывали полноценные рассказы, сказки, в которых есть начало, середина и конец. Работа на данном этапе будет более интересной, потому что дети не просто описывают одну постройку, а придумывают продолжение и конец своих историй. Сначала рассказы, сказки придумывались совместно, т. е. взрослый-ребёнок, затем дети создают свои, авторские сказки и рассказы.
Следующим этапом было создание совместных рассказов, сказок, когда один из детей придумывает начало, второй кульминацию, третий завершение, т. е. дети, работают в соавторстве. Этот вид деятельности подразумевает навыки работы в группе. С каждым разом детям все проще работать совместно, развиваются их социально-коммуникативные навыки. Вся работа выстраивается в игровой форме и дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Игровой проблемной ситуацией является выбор конструктивной задачи: например, «В наш город скоро приедут туристы, а гостиницы в городе пока не построили» - строим гостиницу и персонал, «В кукольном театре нет осьминогов. Скоро спектакль. Что делать?».
12 слайд
На следующем слайде представлена структура занятия по развитию речи с использованием лего-технологии.
13 слайд
Конструктор «LEGO» можно использовать во всех режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в развлечениях, в свободной деятельности, в процессе непрерывной образовательной деятельности и т. д.
Созданные постройки из «LEGO» можно использовать в играх- театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.
14 слайд
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания.