Марина Малютина
Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Участие детей в театрализованной деятельности способствует полноценному развитию всех аспектов связной монологической речи. Театрализованная деятельность помогает стимулировать речь за счет расширения словарного запаса, помогает усвоить богатства родного языка, совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь ребенка. Формируются выразительные средства связной речи : динамика, темп, интонация. Речь становится более эмоциональной, выразительной и осмысленной.
Публикация «Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Основной целью театрализованной деятельности является создание условий для коррекции речевых нарушений у детей и развития у них мотивации к устранению речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует внедрению новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку. Театрализованные занятия всегда радуют детей, вызывают у них особый интерес. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», игры-драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки.
В течение учебного года активно использую театрализованную деятельность в работе с детьми, наблюдая за их речью. Выбирая материал для инсценировки, отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей. С помощью взрослого дети рассказывают знакомые сказки, исполняют песни героев. В процессе игровой деятельности используются приёмы имитации, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей незаметно активизируется словарь, звуковая сторона речи. Учу детей управлять силой голоса, тоном речи, соответствующим характеру, учу звукоподражанию, четкой дикции. После изучения текста начинаем с детьми работу на движение; учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса — хитрая, ходит на цыпочках, поворачивает голову в разные стороны; медведь – ходит медленно, вразвалочку).
В процессе нашей театральной деятельности у детей развивается речевая выразительность, дикция, интерес к театральной и игровой деятельности, активизируется детский словарный запас, улучшается диалогическая и связная речь. Совместная творческая деятельность вовлекает даже недостаточно активных детей в процесс драматизации.
В ходе занятий дети разыгрывали фольклорные сюжеты (потешки, прибаутки, песенки – «Сидит белка на тележке», становились участниками игр-драматизаций («У медведя во бору», постановочных спектаклей («Теремок», «Колобок»).
Решению задач развития связной речи посредствам театрализованной деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи способствовало использование различных видов театра : бибабо, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, магнитный театр, театр масок и другие виды театров.
Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словарного запаса, развития мышления, воображения, творчества.