Юлия Маковеева
Развитие связной речи у дошкольников 5–7 лет с нарушением речи через специальные игры и методы обучения
Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. У детей с нарушением речи развита плохо, необходима систематическая работа по формированию связной речи.
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников 5–7 лет с нарушением речи через специальные игры и методы обучения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, Г. М. Лямина, О. С. Ушакова, Н. Ф. Ладыгина. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А. Н. Гвоздевым, Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушением речи подробно рассматриваются в работах, Т. Б. Филичевой, Нищевой Н. В, Ткаченко Т. А и др.
Обучение рассказыванию - это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Понятие рассказывание характеризуется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Основой для развития речи и составления рассказов, последовательных во времени, К. Д. Ушинский считал предметное и природное окружение, картины и игрушки. Он отмечал, что дети должны быть самостоятельны в обучении. Самостоятельность должна проявиться в умении ребенка выразить своими словами, понятно для окружающих собственные самостоятельные мысли. Формирование у них навыков построения связных развернутых рассказов требует применения всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение такой речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач обучению рассказывания ребенка должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка.
В своей работе педагоги- практики используют множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.
• Наглядные:
Наблюдение во время прогулок, экскурсий;
Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;
Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.
• Словесные:
Заучивание наизусть;
Пересказ;
Составление различных видов рассказов;
Беседы.
Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить :
• Наглядные:
Организация наблюдения;
Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;
Просмотров видеофильмов.
• Словесные:
Речевой образец;
Повтор;
Вопрос;
• Игровые:
Дидактические игры-упражнения;
Театрализованные игры;
Сюжетно-ролевые игры;
Наряду с традиционными методиками в работе с дошкольниками и дошкольниками с нарушением речи можно использовать и инновационные комбинированные методы : --Мнемотехника (наглядное моделирование)- составление описательных рассказов с опорой на схему
Мнемотехника способствует развитию ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, связной речи, мелкой моторики рук.
Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания : пересказ, составление рассказов по картинке и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ, разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, отгадывание и придумывание загадок.
-Постановка проблемного вопроса – составление рассказов по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий) еще один эффективный приём для развития связной речи, т. к. учит детей рассуждать. Вопросы, которые ставят перед ребенком определенную проблему и подталкивающие его к решению её : почему? зачем? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления. Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной литературной лексики. В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.
- Элементы ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников не только изобретательную смекалку, творческое воображение, но и связную речь. При помощи ТРИЗ мы учим детей фантазировать, находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.
Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.
Таким образом, данные нетрадиционные методы обучения связному высказыванию не отрицают традиционные, а только совершенствуют, модернизируют, дополняют их.