Получи документы

Развитие творческих способностей детей через народную культуру

Татьяна Васильевна
Развитие творческих способностей детей через народную культуру

Мастер- класса

«Развитие творческих способностей

детей через народную культуру».

Музыкальный руководитель

МБДОУ №17 г. Энгельса

Вишневецкая Т. В.

Традиции использования народных праздников в дошкольном учреждениях не нова, однако, обобщённого опыта недостаточно для того. чтобы педагог мог решать задачи всестороннего развития

Публикация «Развитие творческих способностей детей через народную культуру» размещена в разделах

Личности дошкольника и формирования его базовой культуры.

Педагогическую работу по данному направлению можно представить как интеграцию всех образовательных областей на календарно- тематической основе построения образовательного процесса с включением региональных особенностей, так как народные традиции соединяют в себе слово, музыку, движения, труд, изучение природы и т. д.

Этим обусловлено широкое включение материала, связанного с освещением традиций и проведением праздников, не только в образовательную деятельность, но и в режимные моменты, в совместную деятельность детей и взрослых- педагогов и родителей (участие родителей в фольклорных выставках и праздников, а также создание условий для самостоятельной деятельности детей. Мастерство педагога ярче всего проявляется в организации разных видов самостоятельной деятельности детей, в его умении направить каждого ребёнка на интересную деятельность,не подавляя его активности и инициативы. Ознакомление детей с устным народным творчеством и ежедневное использование его может происходить в режимных моментах (на прогулках, в утренние и вечерние отрезки времени, перед сном, в ходе пробуждения после дневного сна в игровой (народные, и хороводные игры, драматизация обрядовой поэзии, развивающие игры «Гончарная мастерская», «Художественный салон».

Музыкальной (слушание народных мелодий и русских песен, их инсценировка) и трудовой деятельности (кружковая работа по обучению и ремеслу) и т. д.

Большая часть работы проводится вне занятий, в ходе режимных моментов. Система работы по изучению народных традиций и праздников строится на основе народного календаря.

Год в детском саду традиционно начинается с сентября- значит, и знакомство с народным календарём начинается осенних обрядов и праздников Руси. Работа педагогов может проходить интегрированными циклами,каждый педагог сам решает место и время проведения данной работы в воспитательно- образовательном процессе. Формы работы различны и варьируются – все зависит от подхода педагога. Организация педагогической работы с детьми может включать:

1. создание фольклорного уголка в группах или фольклорной комнаты (жилища, одежда, народное творчество, утварь и т. д.)

2. повседневного общения с детьми- эмоциональные рассказы педагога о жизни предков, их культуре в сочетании со слушанием народной музыки, рассматриванием народных игрушек, изделий промыслов- показ видеоматериалов по теме, заучивание народного слова, беседы- ситуации.

3. Самостоятельные занятия- это интегрированные, комплексные

вариативные, объединённые близкой по содержанию темой и разнообразной детской деятельностью

4. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей- сбор информации о жизни славян, их укладе, посещение музеев, выставок народного творчества своего региона, создание видеоматериалов, ситуации для общения и формирования отношений, домашние и творческие задания.

5. Самостоятельная деятельность детей в уголках народных традиций, продуктивная деятельность, народные и развивающие игры.

6. Культурно- досуговая деятельность, познавательные развлечения.

7. обучение детей на народных инструментах (саратовская гармоника, ложки, трещётка ит. д)

Весь материал охватить детьми трудно поэтому есть основные направления работы с детьми по приобщению их к народной культуре, а именно:

А) бытовая культура и традиции русского народа.

Б) народные календарные праздники.

В) православные календарные праздники.

Г) семейные традиции и праздники.

Каждое направление можно или сократить или наоборот расширить в зависимости,что хочет педагог дать детям. Важно использовать многократное повторение материала с усложнением и установлением связи с предыдущей образовательной работы.

Например можно рассмотреть первое направление бытовая культура и традиции русского народа.

Народная жизнь- это семейно- общественные традиции, поклонение труду и радость праздников. Традиции- передаваемые из поколения в поколение нравственные ценности людей, жизненный опыт. Обычай – принятые способы поведения людей в быту, труде, семье,т о, что принято делать каждый день.

Обряд- общие действия людей, направленные на обеспечение благополучия в жизни, к примеру просьба о дожде.

Ритуал- вид обряда, совершаемого по определённому порядку.

У славян традиции полны земными человеческими чувствам: добродушием, гостеприимством. Хлебосольством и т. д.

Каждый уголок Русской земли имеет неповторимые традиции, обозначенные национальными чертами, но всюду выполняют одинаковую роль- духовно сплачивают людей в своей культуре.

Бытовая культура – важная часть народной жизни. Русские деревни гармонично вписывались в окружающую природу.

Связь с землёй, реками и лесами обусловила характерные черты русского характера: трудолюбие, бережливость, настойчивость и д. р. - а погода приучала быть терпеливыми, изобритательными. На Руси любили печь хлеб, выращивать картошку, квасить капусту, и т. д. Посиделки проходили весело с хорошим настроением. Работали с радостью: пели песни, частушки. Рассказывали сказки.

Молодые прислушивались к советам старших, учились у них трудиться, вести хозяйство. За тем устраивались игры, пляски, забавы и потехи.

Следующее направление – это календарные праздники. Праздники проходили по временам года: осень, зима, весна, лето.

Самые великие праздники –это осенины – сбор урожая, зима- сочельник, Рождество Христово, Крещение, колядки. Весна- это пробуждение природы к этому времени года относится (вербное воскресенье, пасха. Лето – красная горка. Троица.

И самое главное направление- это семейные традиции и праздники.

Семья – это родной дом, где полагается начало жизни, а дом в старину считался священным местом – символом защиты от бед и тепла родного очага. Семейные традиции – принятые в семье нормы поведения, обычаи и взгляды, которые передавались из поколения в поколение, от старших к младшим, отражая нравственные ценности семьи (уважение к старшим, стремление не запятнать доброе имя отцов и дедов, трудом упрочить авторитет рода).Традиции семьи сближали близкую и дальнюю родню, а дети приобретали жизненный опыт. Народ передавал жизненный опыт через фольклор, ремёсла, игры, традиции, праздники, которые представляли систему правил поведения и взаимоотношение.

Воспитание осуществлялось всем миром: любой мог сделать замечание ребёнку если нарушал принятые правила поведения.

Из поколения в поколение передавалось только то, что было важным в жизни: честно жить, не бросать друг друга в беде, уважат старших и д. р. Дети с ранних лет видели проявление искренности взрослых, подражали им. Воспитание в родном доме, в привычной обстановке среди утвари и одежды, украшенных оберегами с пожеланиями добра и благополучия. - это давало человеку запас жизненной энергии, душевного здоровья.

Окружающий мир, родная природа, домашний очаг –все это мы называем дорогим словом» отечество». Наше отечество испокон века хранили наши отцы, берегли его покой. Писатель В. Распутин говорил: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

Только зная своё прошлое, можно понять настоящее и строить планы на будущее.

Литература.

1. Лазутин С. Г. «Поэтика русского фольклора»- М. 1989г.

2. Лазутин «Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках». –Сб. фольклорного материала- сост. Г. М. Науменко.

3. Соколова Л. В. Некрылова А. Ф «Воспитание ребёнка русских традициях».-2013г.

4. Соломенникова О. А. «Радость и творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет – М, 2007г.

5. Шорыгина Т. А. «Провославные праздники для детей- М, 2001г.

6. Зацепина М. Б «Народные праздники в детском саду» - М, 2008г.

-

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.» Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире и пытаются изображать. Я в своей работе использую нетрадиционные.

Развитие творческих способностей у детей через театральную деятельность Кукольный театр-искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей через изодеятельность» (часть 2)Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей через изодеятельность» (часть 2) Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует так же изготовление поделок из бросового материала. Помогают.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной.

Опыт работы на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование» Выступление на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности».

Проект «Развитие творческих способностей детей 4–5 лет через нетрадиционные техники рисования» Наименование проекта «Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через нетрадиционные техники рисования» Составитель проекта Воспитатель.

Развитие творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей .

Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных видов аппликации Аппликация – вид изобразительной деятельности, который отображает впечатления ребенка об окружающем мире. И даже самую обычную аппликацию.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей через изодеятельность»Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей через изодеятельность» Осень прекрасная пора для творчества. Сколько вокруг ярких красок: и желтые, и красные, алые,оранжевые,бордовые и пурпурные. Сколько материала.

Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность.Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность. Отчет по самообразованию на 2016-1017 год. Выполнила: Клевина Наталья Юрьевна Тема самообразования:Развитие творческих способностей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей через народную культуру
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 19:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД