Получи документы

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования

Анна Гармаш
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность - задача любого педагога. Поэтому данная тема является актуальной. Своей непосредственной задачей я считаю художественно – эстетическое воспитание. Это направление в развитии детей мне очень близко.

Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Используя креативный подход, необходимо стремиться, чтобы дети «открывали» что новое, появлялись новые продукты творчества.

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способности. Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, наиболее доступным видом работы с детьми является изобразительная деятельность, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество и имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Во время работы, я столкнулась с проблемой - дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Как правило, занятия чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способом передачи полученной информации, нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость.

Как показывает практика, очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей учитывая потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Считаю, необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Важно, что чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребёнка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Ожидаемые результаты: использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

- организация и пополнение развивающей среды;

- проведение исследования развития творческих способностей детей;

- подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей.

- разработка перспективного плана по изобразительной деятельности.

- составление плана взаимодействия с родителями и педагогами.

II. Основной этап:

- реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность);

- осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.

III. Заключительный этап:

-Оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.

Цель:

-развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели я выдвинула следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество, наглядно-образное мышление, творческое воображение и художественный вкус, творческое воображение, путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

5. Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей

6. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;

7. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности;

8. Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

Работая воспитателем, я убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит детям большую радость. Раньше я, как и многие педагоги–дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей детей. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества, так как у детей еще не хватает прочных навыков, знаний и опыта, чтобы на их основе самостоятельно создавать задуманное. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребенка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Кроме этого нетрадиционное рисование позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей, ведь ребятишки пришедшие в детский сад не владеют навыками рисования.

Таким образом, возникла необходимость создать педагогические условия для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования, которые стимулировали бы творческий потенциал детей, развивали их художественно – творческие способности.

Созданный и опробованный опыт работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования, дает возможность показать ребенку как легко и интересно рисовать, используя при этом знакомые предметы, создает предпосылки для формирования изобразительной деятельности у детей, развивает творческие способности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками с учетом возрастных особенностей детей.

Опыт проводился начиная с средней группы и длился в течении 2-х лет. Условно опыт можно разделить на два этапа.

На первом этапе опыт теоретически разрабатывался и апробировался в средней группе, получив положительную динамику развития.

На втором этапе опыт применялся с теми же детьми уже в старшей группе с целью совершенствования применяемых методик и получению более высокого результата творческого развития детей посредством нетрадиционной техники рисования.

Изучив и проанализировав авторские разработки, методические пособия, таких авторов как И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др.

А также передовой опыт работы с детьми, накопленный сегодня педагогами-практиками, я нашла очень много интересных идей и методик, поставила перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит, что руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И нетрадиционное рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один их видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.

Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

В непосредственно организованной деятельности, по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, развитию мелкой моторики. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребенком создает предпосылки активного общения.

Исходя из вышеизложенного, я считаю данное направление наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет наиболее эффективно развивать творческие способности дошкольников посредством нетрадиционного рисования. Кроме того, данный опыт является перспективным, поскольку детство – хотя и маленькая, но очень значимая ступенька в развитии ребенка, так как по мере его взросления усложняются психические процессы, развивается творчество, а соответственно усложняется и нетрадиционное рисование, ставя перед собой задачи, способствующие более высокому уровню творческого развития личности.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы работы на основе ФГОС по созданию условий для нетрадиционной изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе применения комбинации элементов известных, классических, и современных методик в условиях дошкольного учреждения, с учетом особенностей развития конкретного детского коллектива, имеющейся предметно-развивающей среды, созданной педагогом при тесном сотрудничестве со взрослыми (как с родителями, так и с педагогами).

Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант изобразительной деятельности, однако любой вид деятельности должен отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса, детей, родителей педагогических и иных работников организации.

Условно опыт я поделила на три направления:

1. Направление «Педагог - ребенок» - непосредственное взаимодействие педагога и воспитанников.

2. Направление «Родитель - ребенок - педагог» - компетентность родителей в вопросе развития творчества нетрадиционными методами рисования. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

3. Направление «Педагог - педагог» - необходимо создать условия для развития данного вида деятельности с целью распространения опыта в другие группы детского сада (нетрадиционного рисования).

Опыт реализовывался в формах, специфичных для детей определенной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений работающих в группах среднего и старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

Литература

Мною были тщательно изучены следующие методические пособия:

1. «Художественное творчество и ребенок» п/р Н. А. Ветлугиной,

2. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский,

3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова,

4. «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова,

5. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова,

6. «Воспитание и развитие дошкольника» Л. В. Васильченко,

7. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева,

8. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова,

9. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.

Указанные авторы придавали большое значение развитию художественно- творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опиралась на методические разработки М. Г. Дрезниной «Каждый ребенок – художник. Обучениедошкольников рисованию (художественному творчеству)»; Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

В практической деятельности я также руководствовалась разработками

1. И. В. Тюфановой «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников (конспекты занятий)»;

2. О. М. Сахаровой «Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей)».

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Консультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОСКонсультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС … Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне… Эта детская.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 19:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД