МААМ-картинки

Консультация «Развитие эмоционального словаря на занятиях по развитию речи»

Иванна Ткаченко
Консультация «Развитие эмоционального словаря на занятиях по развитию речи»

Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением. Они в значительной мере обусловлены эмоциональной чувствительностью ребенка к воздействиям взрослого (тону общения, тембру, форме высказывания). Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувство.

Публикация «Консультация „Развитие эмоционального словаря на занятиях по развитию речи“» размещена в разделах

Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. На основе эмоционального опыта первоначально происходит осмысление эмоциональной действительности в форме переживания ситуации. Затем эти переживания отделяются от ситуации через речь, и в конечном итоге ребенок приходит к переживанию самого чувства. В значении слов, обозначающих эмоции, могут отражаться ситуации, вызвавшие эмоцию, отношения ребенка со взрослыми, его намерения осуществлять определенные действия.

Развитие представлений об эмоциональных состояниях может осуществляться как фронтально, так и индивидуально. Занятия проводятся в определенной последовательности. В начале проводятся беседы о различных эмоциональных состояниях, воспитатель знакомит детей с пиктограммами.

Посмотрите на эти рисунки, воспитатель предлагает пиктограммы – радость, грусть, страх.

- Кто из этих людей испытывает радость?

-Кто может изобразить ее?

- Опишите состояние радости. Какие глаза у человека, когда он радостный? (светящиеся, веселые).

- Какие у него губы, зубы, рот? («Рот до ушей»).

- А когда ребенок грустит? Найдите изображение этой эмоции на картинке.

- Какое лицо у этого человека? (Брови и кончики губ опущены).

- А если человек испытывает страх, то какое у него выражение лица? (Рот открыт, человек кричит: «А! Боюсь! Боюсь! Глаза у него становятся большими).

- А если человек не боится, как о нем можно сказать, какой он? (смелый, храбрый, отважный.

В такой последовательности мы даем характеристику всем пиктограммам. Потом можно переходить к следующему виду занятий – это упражнения, этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций

Например, предлагается детям этюд: «Сердитый дедушка». Пришел дедушка в комнату, а очков на столе нет. Он рассердился и говорит внучке…». Один ребенок показывает, как дедушка ищет очки, не находит их и начинает сердиться… Они придумывают диалог между дедушкой и внучкой. Когда очки находят (они лежат под книжкой на столе) дедушка радуется (ребенок изображает состояние радости). Можно предложить детям вместе с родителями придумать историю про мальчика и девочку, которым было грустно, но затем они развеселились.

На следующем этапе можно использовать такой вид, как чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей сказок и произведений. Например, в беседе по содержанию сказки «Царевна лягушка» мы обращаем внимание детей на то, как менялось настроение у Ивана – царевича. Когда он нашел свою стрелу рядом с лягушкой, то загрустил, удивился, испугался, а когда царевна – лягушка превратилась в девицу – красавицу, то (обрадовался, удивился). Но когда злые невестки сожгли лягушечью кожу, то (опечалился, рассердился, расстроился). Можно предложить детям с помощью красок изменить одно эмоциональное в другое. Детям предлагается выполнить следующее упражнение. Дается лист бумаги двойного формата, который они складывают пополам. На одной его стороне рисуют то эмоциональное состояние, которое он выбрал, затем накладывают рисунок на другую сторону листа, рисунок отпечатывается. Далее он добавляет новые краски и получается другое эмоциональное состояние. Например, ребенок рисует «страх», используя черный цвет, а затем красная и желтая краски помогают ему изменить это состояние.

На таких занятиях дети учатся использовать слова близкие или противоположные по смыслу (слова – антонимы) учатся использовать в речевых ситуациях свой личный опыт, понимать свое эмоциональное состояние и чужое, отражать его в рисунках. Так, например, после чтения отрывков из сказки А. Толстого «Золотой ключик» с детьми проводится беседа.

-Давайте вспомним, каким был в сказке Буратино? (веселым, послушным).

-Как другими словами можно сказать про него? Какой он? (веселый, озорной, смешливый, резвый, легкомысленный).

- А Пьеро такой же или он был другим? – полной противоположностью Буратино? (Он был всегда грустным, печальным, серьезным).

- Да, а Буратино был веселым.

- А как вы это определили? Что он делал? (смеялся, веселился, озорничал, резвился, шутил).

- А Пьеро был грустным. Что он делал? (плакал, грустил, печалился).

- А каким вы представляете себе Карабаса Барабаса? Какой он? (злой, недобрый, страшный, жестокий и. т. далее. Рассматривая репродукцию картины В. М. Васнецова «Аленушка» можно задать детям такие вопросы:

- Скажите, что случилось с Аленушкой? (она грустит).

- Какое у нее лицо? (печальное).

- Почему она так сидит? (плачет, ждет братика).

- Какое чувство вы испытываете к девочке? (жалость).

- Что хочется сказать девочке, чтобы она не грустила, не печалилась? «Не печалься, Аленушка).

-Какую сказку вы вспомнили? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).Можно предложить детям написать «письмо» Аленушке, чтобы она не кручинилась. Дети говорят свои варианты письма, а воспитатель записывает, если предложение составлено неверно, то исправляет его вместе с детьми. Читает «письмо» детям и предлагает нарисовать рисунки, чтобы Аленушка не грустила.

Развитие эмоционального словаря проходит на всех на всех занятиях и во всех режимных моментах.

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель предлагает детям определить эмоциональное состояние мелодии. Ребенку предлагают картинки различной цветовой гаммы или рисунки (ветер, дождь, солнце, туча и т. д.) Он слушает мелодию и должен определить, какая она (грустная или веселая, спокойная или быстрая, сердитая или ласковая, соответственно показывая ту или иную карточку, и дать обьяснение своему выбору.

Утром и во вторую половину дня можно предложить детям такие упражнения «Радость», «Грусть», «Удивление» с помощью мимики и пантомимики отобразить их. На прогулке очень интересно проходит любимая детьми игра «Море волнуется». Когда мы начинаем играть в эту игру, то словарный запас был у детей невелик. Они предлагали такие фигуры: спортивная, музыкальная, любая. А после ознакомления детей пиктограммами мы подсказали детям, что можно в игре использовать эмоциональные выражения. Дети постепенно стали выбирать такие фигуры как (робкая, безразличная, злая, враждебная, унылая, довольная, счастливая, спокойная). Эту игру можно использовать на занятиях по развитию речи, как физкультминутку.

Появление в словаре детей слов, описывающих эмоциональное состояние, расширяет возможности ребенка. Отмечается количественный и качественный рост словаря эмоций, описание детьми своего эмоционального состояния происходит намного легче. Проведение занятий дает хорошие результаты: дети не только более успешно усваивают названия эмоций, но и более активно ссылаются на свои переживания, учатся сочувствовать и переживать.

Публикации по теме:

ИКТ на занятиях по развитию речи (звук и буква ы) 1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.). - Давайте, поздороваемся с гостями? Мы, сказали – здравствуйте, поздоровались.

Использование устного народного творчества на занятиях по развитию речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №10 "ЗВЕЗДОЧКА" «Использование устного народного творчества.

Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей 2–7 лет» [b]Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей с 2 до 7 лет»[/b] Учитель-логопед: Горжанова Е. А. (МБУ детский.

Консультация «Музыка на занятиях по развитию речи» Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников – для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.

Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста» Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. Развитие речи малыша – это длинный.

Конспект НОД по развитию речи и обогащения словаря «Федорино горе» (средняя группа) Непосредственно-образовательная деятельность «ПОЗНАНИЕ» Образовательная область «Речевое развитие». «ФЕДОРИНО ГОРЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА Задачи:.

НОД по развитию словаря, грамматического строя и связной речи в старшей группе комбинированного вида «Зима. Новый год»НОД по развитию словаря, грамматического строя и связной речи в старшей группе комбинированного вида «Зима. Новый год» Филиал 9 МДОУ д/с № 8, ул. Кирова, 34-а Тема: Зима. Новый год. Выполнила: Учитель-логопед: Саютина Елена Васильевна Копейск 2015 НОД.

Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия старших дошкольников на музыкально-театральных занятиях. В настоящее время во всем мире внимание широкой общественности и ученых самых разных специальностей привлечено к проблеме физического и.

Программа по развитию речи на занятиях ИЗО Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи на занятиях по изодеятельнсти Методические указания 1. Характерные особенности развития.

Речевое развитие. Подбор дидактических игр по формированию словаря. № Название игры Возрастная группа Цель игры Учебное пособие 1. Что было бы.? Младшая Дидактическая игра, направленная на обогащение и активизацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие эмоционального словаря на занятиях по развитию речи»
Опубликовано: 15 октября 2015 в 21:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД