наталья немкова
Речевое развитие через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Правильной грамотной речью обладают не многие дети. Общаясь с другими, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно благодаря речи мы общаемся друг с другом, а самое главное через общение человек реализует себя как личность.
Дошкольный возраст- период активного развития речи. Овладение родным языком - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Как писал Л. С. Выготский: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Публикация «Речевое развитие через дидактические игры» размещена в разделах
Всем известно, любимая детская деятельность это-игра. Во время игры дети общаются между собой, познают новое и приобретают навыки общения, мышления, развивают речь. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
Одной из главных задач, реализуемых в детском саду, является речевое развитие детей. Для лучшего усвоения материала и формирования грамотной речи, необходимо использовать такие средства и приемы, которые будут способствовать лучшему усвоению знаний в данной области. Лучшим помощником в речевом развитии дошкольников является дидактическая игра. Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения.
Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры являются эффективным средством для речевого развития дошкольников. Систематическое использование дидактических игр способствует лучшему усвоению материала.
В процессе игры у детей дошкольного возраста:
• повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
• обогащается и активизируется словарь детей;
• развивается речевое дыхание и правильная артикуляция, логика речи, связная и образная речь;
• совершенствуется диалогическая речь, ее грамотный строй;
• развивается внимание, память, мышление, воображение;
• дети запоминают большее количество речевого материала;
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В наше время дети больше проводят время за компьютером и телефоном, общение дома детей сведено к минимуму, родители полагают, что достаточно тех занятий по развитию речи, которые приводятся в детском саду, однако, как видно из практики этого недостаточно для формирования речевых умений и навыков. В решении данной проблемы отличным помощником служит дидактическая игра.
Дидактическая игра – как и любая игра, является незаменимым источником энергии и живительной силы для каждого ребенка. Дидактические игры увлекают детей, вызывают в них огромный интерес. Благодаря дидактическим играм ребенок незаметно получает нужные знания и умения. В процессе игры ребенок общается, выражает свои мысли, суждения, у него формируется правильный грамматический строй, развивается, связная и диалогическая речь. Благодаря дидактическим играм речь ребенка становится более ясной и понятной. Используя в своей работе данные игры, можно выполнить многие педагогические задачи. Нельзя не отметить, что данные игры, завораживают детей своей красочностью, яркостью. Дидактические игры легко можно сделать своими руками из подручного материала. Сами дети могут участвовать в создании игры. Занятия по созданию дидактической игры будут интересны любому ребенку.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С помощью данных игр дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Данные игры способствуют активизации словаря, развитию памяти, логического мышления.
Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика. Примеры игр с предметами: «Волшебный мешочек», «Радуга».
Настольно печатные игры
Данные игры очень нравятся детям, они несут не только развлекательный характер, но и являются отличным помощником в речевом развитии детей. Настольно-печатные игры способствуют развитию связной речи, грамматического строя речи, обогащают словарный запас, развивают воображение, мышление, память.
Существуют различные виды настольно-печатных игр, способствующих речевому развитию. Это различные «ходилки, домино, лото, звуковые дорожки, кубики с условными знаками. К таким играм относятся: «Подбери слова к рассказу», «Читаем и составляем рассказ из слов», «Составь рассказ по картинкам», «Звуковые дорожки».
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Данные игры способствуют решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Данные игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки.
Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте.
Примеры словесных игр: «Что это за птица (зверь?» «Придумай небылицу», «Отвечай быстро», «Назови три предмета», «Кто больше назовет предметов?».
Таким образом, мы можем говорить о том, что дидактическая игра даёт огромный простор для развития речевой активности старших дошкольников. Она направлена на владение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой активности.
Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т. к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной. Эффективность постоянного применения дидактических игр при развитии речи детей дошкольного возраста очень высока.