Марина Сергеевна
Речевое развитие дошкольников посредством экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Речевое развитие дошкольников посредством экологического воспитания».
Цель:
Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания.
Публикация «Речевое развитие дошкольников посредством экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы, статей в журналах, интернет ресурсах.
- Разработать перспективный план работы.
- Развить творческие и коммуникативные способности дошкольников;
На современном этапе развития речь и мышлени является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Остановимся подробнее на влиянии природного окружения на развитие речи детей.
Природа окружает ребенка с ранних лет. Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В. А. Сухомлинский).
Каждое знакомство с природой урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
В своей работе по развитию речи детей я выделяю несколько моментов:
• развитие диалогической речи;
• обогащение и активизация словаря;
• развитие монологической речи;
Обогащение и активизация словаря.
Прежде чем говорить о путях развития связной речи детей на основе ознакомления с природой, следует остановиться на работе по обогащению и активизации их словаря.
В этой работе воспитатель должен обращать внимание на следующее:
- отбор необходимого словарного материала;
- правильность собственной речи;
- создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.
Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.
Начиная со средней группы можно давать детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения является главной целью. Задания постепенно усложняются: подбор к существительным прилагательных и глаголов, синонимов и антонимов, обобщающих слов, придумывание конца предложения, составление предложений с сочинением и подчинением и др. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений, и причем предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.
Развитие диалогической речи.
Диалогическая речь детей развивается при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.
Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые предложения, причем простых нераспространенных предложений почти в два раза больше, чем простых распространенных. Предложения с однородными членами, обособленными оборотами, сложные предложения с различными придаточными встречаются редко. Дети употребляют много неполных предложений. Беседа форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнять или исправлять его ответ, подать реплику, задать вопрос. А от воспитателя требуется умение естественно строить разговор привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных.
Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. Хочется отметить, что даже в младшем дошкольном возрасте рекомендуется в первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать.
^ Развитие монологической речи.
Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи.
Монологическую речь характеризуют следующие особенности:
• развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;
• активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;
• организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.
Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказов:
сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»); сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);
Описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
В заключении необходимо сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от воспитателя огромных знаний, умений, усилий, терпения. Результаты не заставят себя ждать. Но какая бы работа не проводилась, надо всегда помнить, что многое еще зависит и от генетически заложенных в ребенка данных. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей.
Перспективный план работы на 2019 -2020 год.
Месяц Название Форма работы
Сентябрь Планирование работы по самообразованию.
Создание экологического уголка.
Изучение научно-методической литературы:
Николаева С. Н.
Создание условий для экологического воспитания детей.
Николаева С. Н.
Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию.
Веретенникова С. А.
Ознакомление дошкольников с природой.
Селихова. Л. Г.
«Ознакомление с природой и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
Интернет ресурсы
Октябрь Растительный мир Осень. Выставка: «Дары природы»
Рассматривание иллюстраций, альбомов.
Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе.
Экскурсия по окрестностям.
Наблюдение за уборкой урожая.
Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали»
Чтение художественной литературы по теме.
Загадывание загадок.
Описательный рассказ о сезоне в целом «Что ты знаешь об осени?»
Художественное творчество: рисование «Осенняя березка»; ««Цветы на клумбе».
Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени»
Лепка: «Кисть рябины».
Конструирование из бумаги «Цветы, деревья, кустарники».
Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».
Просмотр мультфильмов уроки тетушки Совы по теме».
Ноябрь Дикие и домашние животные. Рассматривание иллюстраций, альбомов.
Просмотр мультфильмов уроки тетушки Совы по теме».
Беседы: «Обитатели скотного двора»; о животных обитающих в наших лесах, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу.
Наблюдение за домашними животными в домашних условиях (а затем рассказать в саду)
Составление рассказа о своем домашнем друге.
Чтение художественной литературы по теме.
Загадывание загадок.
Художественное творчество:
рисование «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»;
Аппликация «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке».
Лепка «Деревенское подворье»; «Пластилиновая сказка»;
Конструирование: «Ферма кота Матроскина».
Оригами-животные.
Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто, где живет»; «Пищевые цепочки»
Декабрь Зимующие птицы. Наблюдение за птицами на кормушке.
Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.
Просмотр мультфильмов уроки тетушки Совы по теме».
Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые».
Чтение художественной литературы.
Загадывание загадок.
Составление сюжетного рассказа по теме: «Как мы кормили птиц»
Художественное творчество.
Рисование «Снегири».
Конструирование из бумаги «Птицы»
Изготовление кормушек.
Д/И с использованием летбука «Зимующие птицы»
Январь Зима, Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин знаменитых художников по теме зима.
Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.
Экскурсия по окрестностям.
Беседы: «Пришла красавица зима».
Чтение художественной литературы по теме.
Загадывание загадок.
Описательный рассказ по теме «Мое любимое время года»
Художественное творчество:
рисование «Зимний лес» «животные зимой»
Аппликация из манки
Лепка: «Кисть рябины».
Конструирование из бумаги
Д/И «Найди ошибку», «Когда это бывает?»
Просмотр мультфильмов уроки тетушки Совы по теме».
Февраль Подводный мир Рассматривание картин и книг обитатели подводного мира.
Беседа на тему: «Водоемы родного города».
Чтение художественной литературы:
Рассказы и загадки о рыбах.
Художественное творчество:
Рисование водоема и его обитателей.
Лепка Обитатели морей и океанов.
Д/И лото «подводный мир»
Просмотр мультфильмов уроки тетушки Совы по теме».
Март Весна Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели.
Рассматривание картин по теме весна.
Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи».
Чтение художественной литературы:
Описательный рассказ по теме «Расскажи о весне».
Художественное творчество:
Рисование: Весна идет, весне дорогу!
Лепка Весенняя веточка вербы
Д/И «Сравни и найди», «Бывает – не бывает».
Просмотр мультфильмов уроки тетушки Совы по теме».
Апрель Земля наш дом родной Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми.
Беседа: «Чистый воздух и вода – богатство страны».
Экологические акции :
«Чистая планета Земля», «Посадка рассады цветов».
Экскурсия в лес.
Сценарий отчетного концерта в детском саду «Времена года»