Евгения Мизерная
Ритмодекламация — инновационная технология в развитии образно-эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Ритмодекламация – инновационная технология в развитии образно-эмоциональной сферы дошкольников».
Составитель статьи
МБДОУ №38 «Журавушка»
Мизерная Е. А.
Актуальность
Актуальность данной темы состоит в сложившейся проблемной ситуации - неумение детей управлять своей образно-эмоциональной сферой.
Цель: Развитие образно-эмоциональной сферы дошкольников через инновационные формы ритмодекламации.
Задачи:
Публикация «Ритмодекламация — инновационная технология в развитии образно-эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-Создать атмосферу радостного общения и гармоничного самоощущения.
-Развивать чувство эмоциональной восприимчивости посредством мотивации к активности и раскрепощённости детей.
-Научить владеть выразительным интонированием.
Для выполнения этих задач необходимо владеть специальными технологиями и методами, и одна из них это технология использования различных видов жестов, в том числе и «звучащих». Цель данной технологии – развитие чувства сильной доли и смыслового акцентирования текста.
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетман, коллеге Карла Орфа. Звучащие жесты –это ритмическая игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы ногами, щелчки пальцами.
На основе этого метода мною была разработана методика жестового управления интонацией голоса. Благодаря данной разработке у детей быстрее настраивается образно-эмоциональный фон, появляется мотивация к раскрытию своего творческого потенциала,
Использование в работе с детьми жестовой ритмодекламации позволяет повысить эмоциональную и речевую активность дошкольников.
«Использование музыкального сопровождения, шумовых и музыкальных инструментов в ритмодекламации.»
В работе с детьми необходимо использовать быразнообразный раздаточный материал, чтобы вызвать положительную мотивацию к деятельности.
Кроме шумовых музыкальных инструментов (деревянные ложки, бубны, маракасы, колокольчики, металлофон, ксилофон и т. д.) хочу предложить использование элементов детского конструктора по своим авторским методикам:
Это спиралевидные палочки (авторская методика) и детали цветного конструктора (приёмы работы с цветом).
Рекомендую использование музыкального сопровождения во время ритмодекламации, которое позволяет намного глубже затронуть эмоциональную сферу ребёнка постепенно убрать психологическую скованность, и создать реальную ситуацию успеха.
Все эти формы ритмодекламации направлены на развитие образно-эмоциональной сферы дошкольников, раскрытие ребёнка в творческом контексте. Создают раскрепощённую среду и погружают детей в атмосферу личностного самовыражения, мотивируют к развитию гармоничного «Я».
Итогом практической деятельности по данной теме, является обмен опытом с педагогами и создание творческой развивающей среды в образовательном пространстве, что позволило достичь хороших результатов в развитии образно-эмоциональной сферы дошкольников.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
с использованием звучащих жестов
«Пробуждение»
Цель: научить детей правильной аттаке звука, формировать умение манипулировать голосом.
-Листочки на ветках шуршали - ш-ш-ш –ш
(в ритме трём ладошкой о ладошку)
-Капельки в гости звали - кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
(Движение руки сверху вниз, произносить на высоком, среднем и низком тембре голоса, сопровождать жестом «Брызг».)
- Вдруг проснулся ветер! Уууууу!
(Голосовой приём глиссандо вверх и вниз, сопровождать направляющими
жестами обеих рук.)
-И разбудил всех на свете: Кошку - мяу! (Низкий звук)
-А с ней и котёнка – мяу! (Высокий звук)
- Спящего в люльке ребёнка – Уа! Уа!
(На «у» – сжать пальцы обеих рук, на «а» резко разжать.)
- Очень ворчливых старушек – бу, бу, бу! Бу, бу, бу!
(произносить с поворотами головы, одновременно стучать в ритме кулаком о кулак)
-Даже болотных лягушек – Ква-а-а! Ква-а-а!
(Скользящий удар ладонь о ладонь, быстро вертеть перед собой кистями рук.)
- И даже назойливых мух – з-ы---зы. Зы---зы!
(«ы» на прикрытом звуке, второе зы короткое с акцентом. Имитировать поочерёдно руками толчки вперёд-в сторону.)
-Вскоре проснулся Петух! – Ку-ка-ре-ку!
(Шлепки ладонями по бокам, на последний слог, поднять резко руки вверх.)
-И заблестела роса на лугу – О-о-о! О-о-о! (На одном звуке, сопровождать жестом нажатия на фортепианную клавиатуру на отрывистом приёме, от середины и в стороны.)
-Солнышко тоже проснулось, ласково всем улыбнулось, и свою песню запело! А!
(Тянуть голосом на звуке «а»)
Музыканты.
Цель: Развивать эмоциональную выразительность и динамический слух.
Однажды музыканты собрались выступать, говорят хором,
все взяли инструменты и начали играть.
1. Я выступаю, на дудочке играю, один ребёнок
Вы повторяйте, время не теряйте!
Ту-ру- ру- ру, ту- ру- ру,
Ту-ру-ру-ру, ту-ру-ру,
(соло на дудочке)
2. И я выступаю, на палочках играю,
Вы повторяйте, время не теряйте!
Тук да туки, тук да туки
Тук да туки, тук да туки
3. Вот барабан и на нём я играю, аналогично
Вы повторяйте, время не теряйте:
Бу-рум бум- бум, бу-рум- бум,
Бум-рум- бум- бум, бу- рум- бум.
4. Мы все выступаем и весело играем:
Тра-та-та-та! Тра-та-та! (произносить весело, громко.)
Тра-та-та-та! Тра-та-та!
5. Только мы устали, грустно заиграли.
Лю-ли-лю-ли! Лю-ли-ли! (произносить грустно, протяжно).
Лю-ли-лю-ли! Лю-ли-ли!
Ох!
В этой речевой игре важны для формирования основ музыкального восприятия мимика, пантомима.
«Чудо –Лесенка»
(Ритмодекламация с использованием спиралевидных палочек
и металлофона)
Цель: Развивать координацию звуковысотного и ритмического слуха.
Каждую фразу дети произносят, постепенно повышая тон голоса,
Делают акцент с остановкой на последние два слога каждой строки. Текст произносится нараспев. Проговаривание сопровождается выстукиванием на палочках.
Чу-до-ле-сен-кой ша-га---ю!
Вы-со-ту –я-на-би-ра---ю!
Шаг – на- го---ры,
Шаг – на – ту ---чи!.
А подъ-ём-всё-вы-ше, кру---че.
Не-ро-бе-ю, петь, хочу!
Пря-мо к солн-цу-я ле-чу!
(После разучивания исполнение стихотворения можно распределить по фразам.)
«Снежный ком»
(Координационно-подвижная игра с музыкальным сопровождением.)
Белый снег пушистый Поворачивать из стороны в сторону
вытянутыми вверх руками,
постепенно опустить вниз.
В воздухе кружится Поворачивать из стороны в сторону
руками, постепенно поднять руки вверх.
И на землю тихо
падает, ложится.
А потом, а потом
Мы из снега слепим ком.
У-ух!
У-ух!