Получи документы

Роль дидактических пособий в речевом развитии детей младшего возраста

Светлана Василенко
Роль дидактических пособий в речевом развитии детей младшего возраста

Информационное выступление из опыта работы:

«Роль дидактических пособий в речевом развитии детей младшего возраста».

Выполнила: Василенко Светлана Валерьевна

Адрес: Ставропольский край

Апанасенковский район

село Дивное МКДОУ №12 «Родничок»

2019г

Публикация «Роль дидактических пособий в речевом развитии детей младшего возраста» размещена в разделах

Слайд 2 К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности.

В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка.

Слайд 3 В нашей группе центр речевого развития является одним из важных компонентов речевой среды. Поэтому мы наполняем среду ребенка различными предметами, пособиями, направленными на развитие переключаемости движений, координации движений и их точности, ловкости. В нашей группе в распоряжение ребенка предоставляются различные дидактические пособия (с застежками, шнуровками, замочками, В игровых ситуациях дети используют прищепки (сушат одежду, одевают и раздевают больших кукол, крутят крышки. Активно используются разнообразные пальчиковые игры.

Слайд4 Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук я используюь такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого я использую игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».В процессе игры формируется умение детей пересказывать знакомую сказку (при помощи взрослого) с опорой на наглядный материал. Развивается зрительное восприятие, умение последовательно располагать картинки с изображением героев сказки, память, мелкая моторика рук. Стимулируется речевое взаимодействие, желание проговаривать текст вместе с воспитателем. Воспитывается интерес к русским народным сказкам.

по аналогии использую небольшие сказки помещая фигурки тех же героев на магнитной доске, фланелеграфе.

цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами : за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Слайд6 Одна из любимых дидактических игр наших детей «Кто как разговаривает», оформленная по типу игры "Чудесный мешочек".

В игре расширятся представления детей о том, что все животные издают определенные звуки. Упражняю детей в умение произносить звукоподражание, правильно соотносить его с изображением животного (птицей). Развивать слуховое и зрительное восприятие. Формируется словарь глаголов. Воспитывается познавательный интерес к животному миру.

Слайд 7 Для стимулирования моторики обеих рук пополнила центр речевого развитиями новыми веселыми игровыми упражнениями: «Веселые карандаши» и «Шарик в ладошке».

Дидактические пособия для пальцев рук являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они увлекательны, захватывают ребенка элементами необычности и им очень интересно с ними играть, но прежде всего, они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Систематическая работа по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, и у детей улучшаются все психические процессы, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Слайд8 Следующее увлекательные задания - игровое упражнение «Пальчиковые шаги»

Данное пособие не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию со взрослыми.

Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.

Целевое назначение: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.

Слайд8 Хочу представить вам дидактические пособия по развитию мелкой моторики изготовленные своими руками. Данные пособия можно использовать для детей не только младшего, но и старшего дошкольного возраста. Для создания данных пособий использую различный материал: ткань, фетр, пуговицы, замочки, липучки и многое другое. Дети с удовольствием играют в такие игры. А главное их можно сделать самим.

Слайд 9 Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов») оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по 9 темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.

Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.

Слайд11Также центр речевого развития пополнен и другими дидактическими пособиями Дидактическое пособие «Веселые человечки», направленными на развитие слухового восприятия, на развитие правильного речевого дыхания.

Дидактическое пособие «Веселые человечки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.

Слайд12 Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок. В последнее время много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционной работы с детьми.

Малыши не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, что отрицательно влияет на развитие речи. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо.

Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков: звуки произносятся в фазе выдоха.

Дыхательные упражнения нужны для усиления воздушной струи.

Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек. а также игру «Футбол», "Сдуй листочки с тарелочки".

Слайд 13

Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками и фигурками от киндер – сюрпризов. Специалистам давно известно, что двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга малыша. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Своевременное пополнение речевого центра игровыми развивающими пособиями, с учетом возрастных особенностей детей, позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

За время использования данных пособий у детей моей группы произошла заметная динамика в речевой деятельности. При проведении игр и использовании дидактических пособий происходит активизация речи детей, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, памяти, логического мышления. В результате проведенной работы, я заметила, что у детей повысился познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым, дети стали формулировать вопросы и отвечать на вопросы взрослого, стали активнее взаимодействовать друг с другом в режимных моментах, речь детей стала понятна. Дидактические пособия способствуют развитию речи, закреплению полученных речевых умений, позволяют не только активизировать речь, но и будут способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образного и и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук. Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлекает детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира.

Слайд 14 Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических пособий в речевом развитии детей младшего возраста
Опубликовано: 20 августа 2020 в 14:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД