Папки-передвижки

Роль дополнительного образования в развитии детской одаренности

соколова светлана
Роль дополнительного образования в развитии детской одаренности

«Роль дополнительного образования в развитии детской одаренности»

В последние годы в Российской Федерации большое внимание уделяется талантливым детям. Талантливые дети, выросшие в талантливых взрослых, составят необходимую базу потенциального развития страны.

Публикация «Роль дополнительного образования в развитии детской одаренности» размещена в разделах

Большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Именно дополнительное образование предоставляет каждому ребенку воз-можность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Личностно -деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Разнообразные виды человеческой деятельности требуют разных видов одаренности, типов личностной направленности. По видам деятельности и обеспечивающим ее сферам модель предусматривает следующие виды одаренности :

1. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.

3. Творческая одаренность. Творческая одаренность характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблем, открытостью окружающему миру, чувствительностью к проблеме и гибкостью в ее решении; стремлением создавать собственные связи, открывать собственный порядок.

4. Социальная одаренность ("социальный интеллект", "организаторские способности"). Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое целостное, по сути, определение просуществовало недолго, т. к. очевиден комплексный характер этой способности. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение и т. д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимания, любить, сопереживать, ладить с другими.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей :

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов, но обладающие яркой познавательной и социальной активностью, отличающиеся оригинальностью мышления и социального склада.

В основу работы с одаренными детьми были положены принципы социально-педагогического сопровождения, предложенные М. И. Рожковым:

1. Принцип центрирования (ребенок в центре)

2. Принцип индивидуализации (персонификации – что подходит одному, может не подойти другому)

3. Принцип оптимистической стратегии (видим только лучшее)

4. Принцип социального закаливания (социальные пробы)

Модель сопровождения творческой одаренности ориентирована на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Она была разработана на основе региональной модели сопровождения одаренных детей в Ярославской области (А. В. Золотарева).

Успешно организованное социально-педагогическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, способствует решению задач развития, обучения, социализации, формирует активную позицию ребенка.

Модель одаренности, подчеркивает важность выявления, развития, сохранения и возможности реализации своих творческих замыслов для одаренной личности. Важную роль в развитии творческой одаренности играют не только мотивация достижения, наличие знаний, дающие возможность реализовать творческое решение, а еще и социальная активность (включенность в социальную деятельность). Чтобы детское художественное творчество переросло во взрослое, задачей которого является создание принципиально нового значимого для общества продукта, ребенок должен приобрести качества, которые позволят ему преодолеть сопротивление общества. Таким образом, ведущую роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценностные ориентации и личностные черты. Включая одаренного ребенка в активную позицию в образовательной деятельности, мы создаем условия для его жизненного и профессионального самоопределения.

Творческий потенциал, являясь основой художественной одарённости не реализуется автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения. Важным условием социально - педагогического сопровождения творчески одаренных детей является формирование развивающей (образовательной) среды, где царит атмосфера взаимопонимания, сотрудничества, искренности. Хочется подчеркнуть важность создания комфортной психологической обстановки, позволяющей каждому ребенку и педагогу реализовать свой потенциал. Сплочение коллектива как команды, приобретение навыков работы в группе, формирование ответственности за порученное дело - готовит детей стать активными созидательными членами общества. Это все возможно в учреждении дополнительного образования.

Индивидуально-личностная основа деятельности модели позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Системообразующими видами деятельности в ДДТ являются досуговая и обучающая. Эти два вида деятельности обеспечивают каждому ребенку приумножение своих знаний, умений и навыков, творческих замыслов, дают возможность «профессиональных проб» для социального самоопределения

В основу работы с одаренными детьми были положены принципы социально-педагогического сопровождения, предложенные М. И. Рожковым:

5. Принцип центрирования (ребенок в центре)

6. Принцип индивидуализации (персонификации – что подходит одному, может не подойти другому)

7. Принцип оптимистической стратегии (видим только лучшее)

8. Принцип социального закаливания (социальные пробы)

Модель предусматривает основные формы работы с одарёнными детьми :

• индивидуальные учебные занятия, мастер-классы, семинары;

• выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и маршрутов сопровождения одарённых детей педагогом

• исследовательская и проектная деятельность, в том числе совместная педагогов и учащихся;

• подготовка к участию в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах, выставках;

• коллективная творческая деятельность

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

2. в какой форме может проявиться одаренность : явной, скрытой, потенциальной;

3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов).

Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т. е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т. е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Одаренные дети — это особые дети, и задача меня, как педага - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. В процессе работы с талантливыми детьми нужно осознавать особенности их развития, определять условия образовательной среды, уметь выстраивать образовательный процесс, который будет интересен для ребенка.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В системе дополнительного образования выделяются следующие формы обучения одаренных детей :

- индивидуальное обучение или обучение в малых группах

-работа по исследовательским и творческим проектам

- очно - заочные занятия;

- творческие лаборатории;

- организация и проведение творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

- обучающие мастер – классы, семинары;

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. К нам часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего особую цель.

В дополнительном образовании я использую такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Эффективная реализация обозначенных направлений в рамках актуального на сегодняшний день личностно-ориентированного подхода к обучению осуществляется с опорой на основные дидактические принципы обучения и воспитания: использование индивидуального и дифференцированного подходов в обучении ребенка, применение которых как методических приемов организации учебно-воспитательной работы в дополнительном образовании, имеет ряд особенностей, а именно, ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе, особенно художественных способностей; осуществляется воспитательный процесс в разноуровневых группах с использованием ее воспитательного потенциала: происходит обучение старшими младших детей, обучение опытными менее опытных.

Я уверена, что именно область дополнительного творческого образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути в искусстве.

Из этого следует, что современное дополнительное образование – важнейшая составляющая образовательного пространства. Ему отведена особая роль : дать детям не только знания, но и воспитать многогранную личность, способствовать ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено, вариативно. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам с детства в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. В связи с этим важнейшей задачей дополнительного образования становится выявление, развитие, сопровождение и поддержка талантливых детей, развитие одаренной личности.

Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы: социально-педагогическое сопровождение развития одаренности детей занимает важнейшую нишу в работе с детьми и является неотъемлемым элементом гуманизации образования России. Социально – педагогическое сопровождение - это особая педагогическая система, имеющая целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный компоненты (системный подход).

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени, ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования — детский сад»Консультация «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования — детский сад» Консультация для педагогов и родителей «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования детский сад – или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дополнительного образования в развитии детской одаренности
Опубликовано: 28 марта 2024 в 10:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД