Марина Подлужная
Описание опыта работы «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Публикация «Описание опыта работы „Роль фольклора в развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Фольклор – действенный метод образования и воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Использование малых форм фольклора развивает познавательную активность детей, формирует первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, воспитывает любовь к народному национальному искусству
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
В качестве средства, обеспечивающего непосредственную продуктивную связь ребенка раннего возраста с окружающей действительностью, выступают малые жанры фольклора. Такие особенности народных потешек и песенок, как особая ритмическая организация текста, наличие четко выделенного главного персонажа, прямая связь событий, приближенность сюжета или описания к опыту детей позволяет ребенку выступать одновременно и слушателем, и зрителем, а воспитателю – гармонично сочетать в работе слово, музыку и действие.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе жанровые богатства.
В работе с детьми обозначились следующие проблемы:
• Прохождение адаптационного периода;
• Несформированность культурно – гигиенических навыков;
• Слабое владение речевым общением.
Главная задача: Успешная адаптация малышей к условиям детского сада.
Актуальность опыта заключается в том, что образовательная деятельность с детьми раннего возраста с использованием фольклора является наиболее благоприятной для формирования культурно гигиенических навыков,развития речи, развития активного взаимодействия с педагогом и сверстниками и в целом успешной адаптации малышей к условиям детского сала.
Ранний возраст - особенный возраст. Ребенок приходит в мир. Взрослые родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. С первых дней жизни малыш слышит колыбельные песни, пестушки.
В период адаптации к детскому саду, малыш скучает по маме, по дому, не может общаться с другими детьми, поэтому основной задачей, которую мы поставили перед собой является успешная адаптация ребенка к новым условиям пребывания в детском саду.
Идея: Использование фольклора образовательной деятельности подразумевает работу с детьми раннего возраста, имеющими разный уровень адаптации к условиям детского сада, разный уровень развития речи и сформированности культурно – гигиенических навыков, как повышенную, так и низкую мотивацию к различным видам детской деятельности.
Цель работы: Приобщение к устному народному творчеству и повышение мотивации детей раннего возраста к различным видам детской деятельности.
Задачи:
• Формировать культурно – гигиенические навыки;
• Развивать речь;
• Развивать познавательные способности;
• Создать эмоционально – комфортную обстановку.
Основные принципы, заложенные в основу работы
1. Принцип связи содержания образовательной деятельности с действительностью: система занятий с детьми по социальному развитию предусматривает тематическое планирование. Тема раскрывается через два основных источника: непосредственное восприятие и фольклорные образы, которые описывая близкие опыту ребенка ситуации, формируют обобщенные представления о действительности.
2. Принцип деятельного участия: Участие детей в разных видах деятельности, объединенных единым сюжетом.
3. Принцип проживания: Введение в жизнь детей постоянных фольклорных персонажей позволяет ребенку не просто нечто услышать, узнать, но и эмоционально прожить ситуации, отражающие положительный, социальный опыт, переработать его и сделать своим собственным опытом.
4. Принцип доступности – тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей
5. Принцип интеграции.
6. Принцип научности: Дети получают знания о предметах окружающего мира, их признаках, действиях.
7. Принцип сотрудничества: Совместная работа с педагогическим коллективом, родителями.
8. Принцип активности и посильной самостоятельности.
9. Принцип познавательной выразительности: С помощью эмоционального изложения поддерживается внимание детей.
10. Принцип наглядности: Используются наглядные средства. Показ фрагментарный (основные плоскостные и объемные пособия).
Приемы:
1. Чтение с показом картинок;
2. Чтение с показом сюжета или обыгрыванием сюжета с детьми;
3. Составление сюжета на фланелеграфе;
4. Театрализация, скажи за героя;
5. Пальчиковый театр при заучивании потешек;
6. Исценирование, неоднократное повторение в играх и в режимных моментах.
Методы используемые в работе
• Метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и других наглядных пособий);
• Игровой метод;
• Метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности через художественное слово);
• Метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
• Частично–поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (привлечение воображения и памяти).
Использование фольклора в разных видах деятельности
В нашей работе детский фольклор используется в разных видах деятельности:
• в обучении правильному произношению;
• в приобщении детей к русской национальной культуре;
• в непосредственно образовательной деятельности;
• в беседах;
• в наблюдениях
• в народных подвижных играх;
• в играх на развитие мелкой моторики;
• в театрализованной деятельности;
• в инсценировках.
Использование фольклора в развитии речи детей
Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Существенную роль в процессе развития связной речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.
Чем раньше мы начнем знакомить малыша с фольклором, чем чаще мы станем это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии связной речи детей раннего возраста мы включали: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включали их в повседневный разговор с детьми.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями переключали внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки: «Петушок, петушок…», «Киска, киска, киска брысь…», «Вот собачка Жучка…»
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, привлекали их к подражанию крику птиц, животных.
Играли с детьми в пальчиковые игры, они с удовольствием перебирают пальчики, наделяя именами близких людей: «Этот пальчик – дедушка…».
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают: «У сороки боли, а у Дашеньки заживи» и т. д.
Учитывая, что звуковая культура речи детей раннего возраста - это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к закличкам.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Например: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!». Разве можно сказать тихо такой, например, текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце: «Солнышко, появись! Красное, нарядись!»
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно, например: «Тише, куры, не шумите, мово Ваню не будите».
Основой связной речи у детей, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Заучивание и обыгрывание одного лишь диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию.
— Яму копал? — Копал.
— В яму упал? — Упал.
Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Еще одним интересным жанром фольклора, в развитии речи детей раннего возраста, являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие связной речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Кто так заливисто поет
о том, что солнышко встает?
(Петушок)
И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности в развитии связной речи ребенка. Разнообразные вида красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами, побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Через сказку дети учатся отличать, где добро, а где зло, кто хороший, а кто плохой. Сказки воспитывают добрые чувства. Подбирали сказки доступные детям и вовлекали их в драматизацию, здесь дети даже самые стеснительные и замкнутые раскрывают свои возможности диалогической и связной речи.
Использование фольклора формировании культурно – гигиенических навыков
Каждый знает, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательное отношение. Например, очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боялись воды, но умываться в начале года не умели: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию проводили так: дети закатывали рукава, по показу, объясняли, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».
Иногда использовали игрушки, например, куклу Катю. Дети с удовольствием смотрели, как она умывается, при этом приговаривали: «Катя чисто умывается, сухо вытирается».
Для освоения малышами приемов одевания в игру опять включалась кукла. В группе есть крупная кукла с подбором одежды. Например, любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, сандали, шапку, дети быстрее учились одеваться сами.
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывал чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки: «Баю, баюшки, баю…»
Все игровые приемы направлены на формирование навыка. «Сейчас кукла Таня проверит, как мы умеем мыть руки»; «Мишутка пришел посмотреть, у всех ли детей есть носовой платок».
На занятиях обыграли потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Обучая детей умыванию, проводили дидактические игры «Катя умывается», «Купание куклы», «Кто умеет число мыться». В игровом уголке сделали умывальник, повесили полотенце. Наблюдая за играми детей, можно было видеть, как они учили кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.
У каждого ребенка есть своя расческа. Учим детей причесываться перед зеркалом. Хвалим их: «Посмотрите, какая Даша красивая! Она после сна умывалась и причесывалась», «А кто у нас хороший А кто у нас пригожий…»
В совместной деятельности вносили в игровой уголок новую куклу, давали детям возможность «обыграть» ее, «накормить куклу обедом».
Условия осуществления образовательного процесса
Для детей в группе созданы все условия с учетом возрастных особенностей:
• достаточная освещенность в группе;
• удобное размещение за столами;
• расположение наглядного материала на уровне глаз ребенка и на доступном расстоянии;
Организована благоприятная предметно-развивающая среда, включающая:
• наличие книг, учебных пособий, игрушек, игровых материалов;
• книжный уголок;
• фланелеграф и пособия для показа сказок и потешек;
• картотека потешек, пестушек с картинками;
• пальчиковые игры и пальчики;
• настольный театр;
• кукольный театр;
• плоскостные фигурки героев произведений;
• воздушная среда, отражающая сюжет потешки.
Использование фольклора в создании эмоционально-комфортной обстановки
С целью систематизации образовательной работы по использованию малых фольклорных жанров, нами разработано перспективное планирование по использованию произведений фольклора в нерегламентированной деятельности. В ней включены игры, загадки, песенки, театрализованная деятельность.
Известно, что созданию положительного эмоционального настроения в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накоплен опыт слушания и осмысленного восприятия потешек мы стали, подбирать более сложный материал для развлечения ребят.
Любимое развлечение малышей «Дочка – моя кукла». Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную «Катенька, баю-баю», учили их ходить и ритмично приговаривать ходушку.
Дети всегда рады приходу ряженных взрослых. Когда мы появляемся в роли бабушки в русском сарафане, они с интересом рассматривают наш костюм, корзиночку, которую мы держим в руках.
С восторгом встречают игру «Коза – рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой – забавушкой, рассказывать ей о козе.
Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаем. Малыши проявляет высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.
Образовательную работу строим на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребенка. Прикладываем усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. На занятии создаем условия, чтобы у детей возникла потребность речевого взаимодействия со взрослыми, скажем, желание делового общения – что-то подтвердить или возразить. Но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы занятием. Стараемся вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста. Пытаемся заразить малыша своим настроением. Предлагаем малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, напоить цыплят из ведерочек
Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание не устойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок…» и др.
Использование фольклора в период адаптации
Малыш отрывается от мамы и оказывается один в незнакомом для него мире. Очень важно в этот период его не ранить, не оттолкнуть, не посеять в его сознании страх. На помощь пришли потешки которые вызывают у ребенка положительные эмоции, симпатию к пока малознакомому человеку – воспитателю.
Между маленьким ребенком и взрослым должны быть доверительные отношения. Взрослый должен проявить знаки любви и внимания, прижать к себе ребенка, крепко обнять его, погладить по головке, одновременно сопровождая свои движения ласковыми, добрыми словами. В своей младшей группе мы всегда старались окружить малыша любовью, заботой, вниманием и лаской. научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающему миру. Огромная роль тут играли потешки. Введение в жизнь детей в детском саду постоянных фольклорных персонажей позволяет малышу быстрее адаптироваться в новых условиях, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, узнает близких, поэтому мы забавляли его песенками и короткими стишками-частушками, вызывая у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следовали потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступил черед прибауток-песенок и интересных стихов, затем сказкам.
Во время адаптации детей мы использовали потешки для новичков «Кто у нас хороший», «Ласкалочка», «Красно яблочко в саду».
Наряду с потешками использовали и куклу-петрушку. На ребенка она производит завораживающий эффект. Встречая ребенка каждый день с улыбкой, веселой потешкой, куклой, и через несколько дней заметили, что у ребенка пропал страх и беспокойство и он более уверенно заходит в группу. Расставание с мамой становится легче.
Организация работы с педагогами и семьями воспитанников
Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации, рекомендации, советы по использованию фольклора в образовательной деятельности, открытые показы. Мы представляли опыт своей работы на Совете педагогов в детском саду10.10.2013. городском методическом объединении 30.10.2013.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными, близкими людьми, поэтому мы рассказывали родителям о значении эмоционального общения с ребенком, составили перспективный план по работе с родителями (приложение).
Провели консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома «Пестовать, значит нянчить». Тексты потешек, напевок, приговорок и рекомендации к их применению поместили в папку – передвижку «Фольклор для малышей». Также оформили и провели консультацию в родительской «Пальчиковые игры в развитии речи детей», «Особенности понимания детьми малых фольклорных форм», «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период».
Заключение
Опыт нашей работы по использованию Фольклора в образовательной деятельности детей раннего возраста
1. Использование фольклора позволило более успешно пройти адаптационный период. По итогам анализа результатов прохождения адаптационного периода у детей не наблюдалось случаев тяжелого прохождения адаптации (% легкая степень адаптации, % средняя степень адаптации).
2. Повысился уровень развития речи детей
Для того, чтобы проверить эффективность проводимой работы был проведен промежуточный мониторинг развития речи детей (сентябрь-декабрь) (приложения). Малыши более активно стали отвечать на вопросы, использовать в речи прилагательные, обозначающие признак предмета. Понимать несложный рассказ по картине, отвечать на простые вопросы стали 74 % детей, повысился общий уровень развития речи детей, все дети способны повторять за взрослыми сочетания из двух слов, строят предложения из двух слов. 20 % детей могут повторить за взрослыми двустишье, повторяют простой рассказ, делятся впечатлениями, переживаниями 6 %.
Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что включение в систему работы по развитию речи фольклорных произведений позволяет повысить уровень речевого развития детей.
3. Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, формированию интереса родителей в использовании фольклора в семейном воспитании, знаний родителей о литературных произведениях для детей раннего возраста.
Перспективы:
В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию фольклора в образовательной деятельности детей
• Обогащать группу дидактическим материалом по развитию речи;
• Пополнить уголок ряженья;
• Пополнить картотеку фольклорных, дидактических игр с детьми;
• Разнообразить работу с родителями проведением совместных фольклорных развлечений для детей.