Ольга Козлова
Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Современное состояние дошкольного образования требует целенаправленных действий по улучшению качества кадрового обеспечения дошкольных образовательных организаций. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, ФГОС ДО.
Ключевой фигурой дошкольного образовательного учреждения является педагог - воспитатель. От его действий, знаний и умений в значительной степени зависит жизнь и здоровье детей, их эмоциональное благополучие, динамика развития всех психических процессов и личностных качеств, а в дальнейшем успешность обучения в школе. Зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, повышение качества его образования.
Публикация «Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Модернизационные процессы в системе дошкольного образования обязывают пересмотреть модель эффективного работника, который способен искать новые подходы, и мог бы быстро адаптироваться в профессиональном сообществе, самостоятельно и творчески решать многие вопросы, связанные с воспитанием, обучением и развитием детей раннего и дошкольного возраста. Подобная ситуация требует трансформации системы подготовки специалистов, обращая внимание на активизацию уровня мотивационной сферы, что является значимым условием в поддержании актуального уровня компетентности педагогов дошкольного образования.
В дошкольном образовательном учреждении методическую работу можно рассматривать как внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу мастерства педагога.
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня воспитания и развития конкретных воспитанников.
Профессор Симонов В. П. считает, что основными задачами методической работы будут следующие:
Повышение профессионального и культурного уровня педагога.
Совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей, как на занятиях, так и вне занятий.
Формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда.
Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.
Планируя методическую работу с педагогами учреждения, старший воспитатель использует известные, широко вошедшие в практику следующие формы:
Групповые : педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, творческие группы, школа передового педагогического опыта, открытые просмотры.
Индивидуальные: самообразование, индивидуальные консультации.
Раскроим наиболее распространённые формы методической работы :
Педагогический совет – это творческая лаборатория, основное звено методической работы педагогического коллектива ДОУ, поэтому важно подходить к организации и проведению педсовета творчески.
Педсовет в первую очередь объединение педагогического творческого союза для решения общих задач коллектива, а не просто очередное мероприятие. В нашем ДОУ проводятся разные виды педсоветов: установочные, тематические, итоговые и другие. Формы проведения педагогических советов :
Аукцион. На таком педагогическом совете педагоги приходят уже с готовыми идеями, со своими решениями (теоритическими и практическими, которые они предлагают окружающим.
Мозговой штурм. Этот метод предполагает выдвижение различных гипотез, проблем, идей. Каждый говорит, что он думает по данному вопросу, при этом критика высказываний запрещена.
Экскурсии, путешествия. Эта форма предполагает использовать несколько помещений (например, методический кабинет – теоритическая часть; физкультурный зал для решения практических заданий по данной теме; медицинский кабинет – санитарно - просветительская работа, медицинские советы по улучшению воспитательно - оздоровительной работы с детьми).
Процесс. Педсовет такой формы строится по типу судебного процесса. Во время проведения такой формы обычно выявляются какие-то проблемы, которые на обычном педсовете могут и не проявиться.
Круглый стол - это одна из форм общения педагогов. Для подготовки такого педсовета необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию.
Частью педсовета может быть деловая игра. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников, повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
Семинары-практикумы остаются эффективной формой методической работы в детском саду. Руководителем семинара - практикума может быть заведующий, старший воспитатель, специалисты и воспитатели ДОУ. Педагогом предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, мышление, творчество, коммуникативность.
Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов.
Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, отдельные проводятся по мере необходимости. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции старшего воспитателя.
Школа передового педагогического опыта - составная часть методического объединения педагогов, более мобильная и оперативная. Участники «школы ППО» знакомятся с занятиями и воспитательными мероприятиями своего наставника, с планами его работы и другими методическими документами, приглашают наставника на свои занятия, совместно с ним и при его консультативном участии планируют очередные занятия.
Открытые просмотры занятий играют важную роль в образовательном процессе и в системе повышения квалификации педагогов. Открытые занятия позволяют
педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный и инновационный опыт по реализации конкретного приема или метода обучения, в своей работе, осознать свои недочёты. Результативность этой формы работы во многом зависит от её правильной предварительной подготовки.
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самообразовываясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.
В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы :
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО);
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью : средств массовой информации, использование и применение ИКТ, библиотек, музеев, выставок, театров, клубов, экскурсий, общения с учеными, интересными людьми, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т. д.
Индивидуальная консультация как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении. Эти консультации можно назвать «точечными». Они проводятся внепланово и индивидуально с каждым педагогом по его проблемам и вопросам. Для проведения таких консультаций надо стараться привлекать опытных педагогов и руководителей методических объединений детского сада. Темы консультаций могут быть на темы: «Ваш вопрос – наш ответ», «Как пользоваться материалами методического кабинета?», «Работа по самообразованию», «Планирование воспитательно-образовательной работы» и другие.
Таким образом, работа методических формирований способствует росту профессиональной компетентности педагогов. Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Литература:
1. Абдурахмонова Н. С. Методическая работа в образовательном учреждении : организация, содержание, эффективность // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 17-19.
2. Минкевич Л. В. Тематические педсоветы в дошкольном учреждении. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2012.- 128с.
3. Сыропятова Л. М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении : функции, содержание, планирование, методы и формы : традиционные и нетрадиционные. Учебно – методическое пособие. – М. : планета, 2011. -318с. – (Дошкольное образование).
4. Чеменева А. А. Коммуникативная модель педагога // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях : Материалы III Международной научно-практической конференции. – М. : ИРОТ, 2010 – 692с., С. 415 – 421