Лариса Семенова
Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Дело в том, что кисть руки имеет самое большое значение в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.
Публикация «Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Хорошим средством для стимулирования речи являются пальчиковые игры. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.
Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточной сформированностью речи у детей; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь. Поняла, что окружение ребенка (семья, родственники, в своем большинстве мало общаются с ребенком, потому что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их, тем активнее у них развиваются мозг и речь.
В процессе работы над данной темой научилась владеть методикой проведения пальчиковых игр, методикой проведения массажа рук ребенка. В работе использую основной принцип дидактики: от простого – к сложному. Продумываю ход занятий, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх, планирую их в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.
На основании моих наблюдений можно сделать вывод: -Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек;
-У детей улучшилась речь.
Мы часто замечаем, что у значительного большинства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения, имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи
В своей работе я применяю разнообразные формы и методы: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители; в третьем - они «учителя», а не «ученики» и т. д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т. д. Очень часто использую метод куклотерапии. С помощью различных кукол детям проще общаться. они думают о том, что это говорит кукла, а не ребёнок. Такие формы работы позволяют мне добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей с нарушениями речи, а также повышения их самооценки.
Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
Я постаралась создать предметную среду, окружающую детей.
Для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические “Шнуровки”, “Пазлы”, “Выложи узор” (из камешков, “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы", "Весёлый счёт" и многое другое.
Развивающую среду дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Очень много кукол (платковых, плоскостных, веревочных и т. д.) Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют “руками” - детскими пальцами.
Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роли любого героя. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и начинают судить о достоинствах и недостатках героев, и это доставляет им удовольствие.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали у детей интерес к пальчиковым играм, у детей активизировались творческие способности. Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. У воспитанников наблюдалась положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов. У детей улучшилось звукопроизношение, и обогатилась лексика.