Лучший педагог года

«Роль педагога в организации психолого-педагогических условий для свободной игровой деятельности»

Аймангуль Оспанова
«Роль педагога в организации психолого-педагогических условий для свободной игровой деятельности»

Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.

Но. С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение практически лишено этого (как в силу объективных причин, так и не очень объективных). Большинство их современных детей и вовсе предпочитают коллективным играм – индивидуальные и компьютерные игры. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап не только нет времени на игру с малышом, но нет и умений играть (об этом говорилось ранее, у многих из них, если не у подавляющего большинства, нет и желания играть с детьми (лучше потратить это время на компьютерные игры или "зависнуть" в соцсетях). Современные бабушки и дедушки, у которых в детстве еще был полноценный игровой опыт, живут отдельно от внуков и к тому же "заражены" такими же проблемами, как и их взрослые дети: загружены на работе, а дома их ждут телевизоры и компьютеры. Вся надежда остается на воспитателей детских садов.

Публикация «„Роль педагога в организации психолого-педагогических условий для свободной игровой деятельности“» размещена в разделах

Развитие игровой деятельности дошкольников во многом зависит от умения педагога организовать игру. И если в организации подвижных и дидактических игр преуспевает большинство педагогов, то с сюжетно-ролевыми играми намного сложнее. Многие педагоги испытывают сложности и в руководстве свободной игровой деятельностью своих воспитанников, которая несомненно требует поддержки со стороны взрослого.

Роль воспитателя в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли внимательного наблюдателя, и в роли активного участника. С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь :

- создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

- определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

- наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

- отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

- косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).

Самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна, игровая культура не всегда высока. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий. И здесь нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать играющим партнёром. Мы поддерживаем принцип организации игры : играть вместе с детьми, играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

Знание педагогом детской субкультуры (наиболее типичных ролей и игр современных детей) поможет понять значимость для детей именно этих игр (а не тех, в которые когда-то в далеком детстве играли сами воспитатели). Вместе с тем педагог должен деликатно "уводить" детей от тех игр, которые вредят духовному и нравственному развитию малышей (ведь ни для кого не секрет, что многие из них предпочтение отдают играм в различных монстров, роботов, ведьм - антигероев, которыми преизобилуют современные мультфильмы). Для этого педагог должен уметь влиять на содержание игры, учить детей способам положительного взаимодействия, помогать согласовывать замыслы, договариваться о правилах, совместно решать, что потребуется для игры и т. д.

Для развития спонтанной игры воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности, подводя детей (используя для этого разные методы и приемы) к использованию в своих играх разнообразную деятельность, например, художественно-продуктивную, театрализованную, музыкальную или двигательную. Не забывая о том, что спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей.

Для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей, в том числе и спонтанных игр, необходимо создавать соответствующую среду.

Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Подводя итог, необходимо отметить, что в дошкольном детстве игра не только является ведущим видом деятельности, но и приносит детям много радости и является источником хорошего настроения. А положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей! Так давайте же вернем в детство игру, будем учить детей играть и играть вместе с ними, создавать необходимые условия для ее развития и, в первую очередь, выделять для игр достаточное количество времени.

Прикреплённые файлы:

gmo-ospanova-1_tf1fk.pptx | 4437,7 Кб
 
Публикации по теме:

Роль педагога-психолога в психолого–педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов. В ходе психологического.

Создание условий для развития свободной игровой деятельности Наша группа, она маленькая и необычная, но очень любимая. Все развивающее и игровое пособие расположено для детей очень удобно и доступно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Роль педагога в организации психолого-педагогических условий для свободной игровой деятельности»
Опубликовано: 3 мая 2015 в 18:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД