МААМ-картинки

Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста

Елена Зайцева
Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста

Опыт работы: воспитателя Зайцевой Е. В.

«Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего возраста».

2019г.

Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях. Развивающая среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, возрастных особенностей и уровня активности.

Публикация «Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Известный педагог Елизавета Ивановна Тихеева писала: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»

Педагогам в детском саду нужно так смоделировать предметно-пространственную среду, чтобы она максимально способствовала развитию личности каждого ребёнка.

Под РППС понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщена разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками и игровым материалом. Она должна обеспечивать разнообразную игровую, двигательную, творческую, продуктивную и речевую деятельность ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

Содержательно-насыщенной;

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

Хочу поделиться своим опытом о роли предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего возраста.

Ребенок по своей натуре природный исследователь окружающего мира. Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Я работаю на группе младшего возраста.

Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства, поступки. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению – что и предполагает познавательное развитие.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного отношения к миру, к людям, к себе.

В моей группе имеются следующие центры, влияющие на познавательное развитие дошкольников :

Центр «Юный художник».

Развивать интерес к изобразительной деятельности, познавательной мотивации, любознательности; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Оборудование: Изобразительные средства, трафареты, раскраски, дидактические игры, альбомы с «Дымковской» росписью.

Центр «Театр».

Создать все условия для развития самостоятельной творческой активности детей в группе. Развитие артистических способностей у детей. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт. Приобщение детей к театру.

Оборудование: Ширма, театр на фланелеграфе, разные виды театра (пальчиковый, оригами, би-ба-бо, настольный, на лопатках, маски и т. д.).

Центр «Строители».

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развития воображения и творческой активности.

Оборудование: разные виды конструктора, разные виды транспорта, разные схемы мостов, ворот, домов.

Центр «Воды и песка».

Обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой. Развивать тактильную чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувствительный опыт.

Оборудование: Специальные игрушки: формочки, ведерки, воронки. Бутылочки с песком для пересыпания, тазики.

Центр «Природа».

Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

многообразие бросового природного материала : косточки, семечки, различные крупы, семена, шишки, листья с разных деревьев, кора, камушки, ракушки. Различные дидактические игры : например, "Круглый год", "Где чей домик?", "Кто где живёт?", "Времена года", "Ассоциации" и многие другие. Разнообразные наглядно - дидактические пособия : "Что перепутал художник?", "Овощи", "Фрукты","Что растёт в саду». "Загадки о животных и растениях", "Рассказы о животных", художественная литература о жизни животных в разное время года. Так же имеются различные плакаты с изображением диких и домашних животных, диких и домашних птиц, различных растений, грибов, цветов.

Центр «Сенсорика».

Развивать интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию, творческую активность. Формировать познавательные действия, представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Развивать тактильную чувствительность, обогащать сенсорный чувственный опыт.

Оборудование: игровые наборы форма, цвет, размер. Шнуровки, мозайка, цветные плашки, чудесные мешочки. Разрезные картинки: геометрические фигуры.

Д. И. «одень куклу», «собери пирамидку», «какая фигура лишняя».

Познавательная функция РППС – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность. Развивающая предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

Для обогащения РППС совместно с родителями, создаем сенсорную книгу, т. к. тактильное восприятие является одной из форм общения ребенка с окружающим миром.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Аппликация и ее роль в развитии творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста Доклад «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста (3–4 года)» Добрый день, уважаемые.

Роль воспитателя в развитии речи детей младшего дошкольного возрастаРоль воспитателя в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ «Детский сад №234» Устиновского района города Ижевска Трескина Елена Фёдоровна. Выдающийся педагог 19 века К. Д. Ушинский.

Консультация «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста» «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста» Современные педагогические.

Организация развивающей предметно — пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста Ребёнок переступает порог детского сада. В жизни наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Презентация для педагогов на тему «Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии детей» Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного.

Роль предметно-пространственной среды в дошкольном образовании Основой гуманистической педагогики является педагогическая традиция ориентированная на уважение и внимание к детям, принятие любого ребенка.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника .

Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды. Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 октября 2019 в 21:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД