Раиса Магдаш
Консультация «Роль сказки в формировании нравственности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки бывают разные – короткие и длинные, волшебные, немного страшные, завораживающие, но их объединяет одно – все сказки учат нас совершать правильные поступки, верить в добро и бороться со злом.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе о животных.
В этих сказках дети узнают :
Публикация «Консультация „Роль сказки в формировании нравственности“» размещена в разделах
- Как дружба помогает победить зло ("Зимовье ").
- Как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят")
- Что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка")
Народная сказка - благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувства и мысль ребенка, будит его воображение.
Ребенок очень рано знакомиться со сказками, и к пяти годам, когда можно углубленно работать с ним по этой теме, знает их в достаточном количестве. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то, чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок. Мы может рассказать, что есть люди, которые хорошо сказывают сказки - сказатели, но и те, кто сами их сочиняют - сказочники. Однако умение придумывать сказки формируется не сразу.
Нужно учить ребенка приемами сочинения: обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый). Идеал, для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
- через поступки героев сказок можно сформировать представление о нравственных поступках человека, показать их важность в жизни современных людей;
- развивать связную диалогическую и монологическую речь каждого ребенка;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и поступкам других людей.
Из практики выявлено, что сказку не достаточно просто прочитать. Чтобы мудрость сказки оставила след в душе ребенка, нужно помочь понять ее, проанализировать, прожить с героями разные ситуации. Можно и нужно примерить на себя роль из сказки : "А как бы я поступил на месте героя?" И когда дошкольник "сживется" с героем сказки, научится оценивать поступки сказочных персонажей, представляя себя на их месте, то он сможет со временем модель поведения положительных героев сказки переносить в реальную жизнь.
Сказка-это кладезь мудрости. Именно сказка может стать самым лучшим помощником в формировании положительных нравственных качеств детей.