Папки-передвижки

«Роль сказки в развитии личности ребёнка»

Алла Вербина
«Роль сказки в развитии личности ребёнка»

Вербина Алла Самедовна

Методист детского сада

II дидактическая категория

УРО№7 "Ивушка"

мун. Комрат

metodallacom@mail.ru

Аннотация: Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям, к семье. Сказка наиболее понятный жанр для детей. В сказках все герои разговаривают человеческим голосом, каждый персонаж одушевлён. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребёнка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребёнка языком легче всего объяснить ребенку, где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации. В данной статье изложено применение сказок в различных видах деятельности детей.

Публикация «„Роль сказки в развитии личности ребёнка“» размещена в разделах

Ключевые слова и фразы: интегрированные занятия, основы нравственности, воспитание моральных ценностей, применение сказок в различных видах деятельности.

Rezumat : Astzi, problema educrii personalitii tinerei generaii este foarte acut. Copiii au abiliti de compasiune i empatie slab dezvoltate, motiv pentru care este att de important s punem bazele moralei, s cultivm valori morale nc de la o vrst fraged, cnd se formeaz un personaj, o atitudine fa de lume, fa de oamenii din jur, fa de familie. Povestea este genul cel mai de neles pentru copii. n basme, toate personajele vorbesc cu voce uman, fiecare personaj este animat. Povetile reprezint un element important n creterea copilului, dezvoltnd imaginaia, introducnd copilul ntr-o lume uimitoare n care exist reguli, legi i relaii. ntr-un basm, limbajul accesibil copilului este cel mai uor de explicat copilului unde sunt binele i rul. La urma urmei, copiii sunt mult mai uor s perceap limba unui basm dect explicaiile educative ale adulilor. Acest articol descrie utilizarea basmelor n diferite activiti ale copiilor.

Cuvinte cheie i expresii : activiti integrate, elementele de baz ale moralitii, educarea valorilor morale, utilizarea basmelor n diverse activiti.

" Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки"

Альберт Эйнштейн.

Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу "Польза и значение волшебной сказки", где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только сказка.

Наверное, на свете нет ни одного малыша, да и взрослого, который был бы равнодушен к сказке. Ведь сказки помогают нам научиться слушать другого человека, учат видеть добро и зло, сопереживать героям и находить выход из разных затруднительных ситуаций, и что главное не сила, а смекалка. А в наше время это очень актуально, так как одной из первостепенных задач в дошкольном воспитании является развитие критического мышления ребёнка и умения найти выход из различных жизненных ситуаций. Примеряя тот или иной сюжет из сказки к себе, дети непринужденно находят решение проблемы. Дети с удовольствием слушают сказки, потому-что в них все герои разговаривают человеческим голосом и для них это естественно. И поэтому, учебно - познавательный материал, преподнесённый в контексте сказки, легче воспринимается ребёнком, а значит, процесс обучения становится более эффективным. Сказки для подготовительной группы очень важны. Во - первых они приобщаются к миру литературы. В этом возрасте они учатся читать и понимают нравиться им сказка или нет, и могут сами выделить мораль. Также увеличивается лексический запас ребёнка. Я стараюсь на каждом занятии, при реализации любого проекта применять обязательно сказки. Если это математика, я предлагаю детям выбрать сказку, по которой мы будем сегодня путешествовать. И соответственно сюжету мы преодолеваем трудности, выполняя те или иные задания, тем самым помогая герою сказки. Иногда бывает так, что дети выбирают одну сказку несколько раз и тогда мы вместе с детьми меняем сюжет, добавляем героев по желанию детей и выбираем, какие задания надо выполнить (посчитать, разделить, расселить, рассортировать и. т. д.) При знакомстве с буквой я рассказываю детям сказку, а затем они называют все слова, которые начинаются с этой буквы в данной сказке. Также мы вместе сочиняем сказку и стараемся использовать слова, которые начинаются на эту букву. Детям очень нравится самостоятельно придумывать сказки в повседневной жизни, где героями являются известные им персонажи. Дошкольники как никто могут удивляться миру, стремятся познать и изменить его. Большое значение для развития художественного творчества имеет организация окружающей среды. Дети в свободное время с удовольствием перевоплощаются в героя сказки и входят в сказочную среду, импровизируют сказки, придумывают свои. Перевоплощаясь, дети легко и непринуждённо решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. В своей работе я использую метод, когда необходимо придумать свою концовку сказки, изменить сюжет, найти выход и предложить своё решение той или иной проблемы. На всех утренниках и праздниках мы с детьми инсценируем отрывок из сказки, соответственно теме праздника или времени года. Мною был разработан и реализован проект по теме: "Сказка детям". Мы с детьми готовили декорации, костюмы, разучивали роли и выступали со сказками перед детьми других групп. Часто это также переделанные сказки на новый лад или с другим концом, который дети придумывают сами. Результаты этого проекта считаю положительными. Дети стали более дружелюбными, внимательными, отзывчивыми. Стали помогать друг другу, стараться самостоятельно решать проблемные ситуации. У детей расширился словарный запас, и раскрылись творческие способности. Для себя я сделала вывод, что работу в этом направлении надо продолжать.

Шарлотта Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т. п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Для развития экологического воспитания очень эффективно использовать экологические сказки, т. к. они дают детям знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животными и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем и причины их появления. В своей работе я использую книгу Натальи Рыжовой "Не просто сказки". Все сказки в этой книге помогают детям осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе. Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям. Работа с экологической сказкой имеет свою специфику. Она способствует развитию у детей таких чувств как дружба и любовь к живым существам, интеллектуальные чувства, эстетические чувства. Природа и человек неразделимы, и оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение ребёнка к природной среде и во взрослой жизни. При помощи экологических сказок можно доступно и понятно объяснить детям различные природные явления : почему наступает то или иное время года, как звери и птицы готовятся к зиме и. т. п. Ведь в сказках и весна и пенёк и другие персонажи являются для детей живыми.

Существует такая пословица: "Сказка ложь, да в ней намёк. "В сказке никто не учит ребёнка жить правильно. События в сказке естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно - следственные связи, существующие в этом мире. Самое большое, что может позволить себе сказка - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. Дети часто задают такие вопросы, на которые трудно ответить. И на каждый такой вопрос можно найти ответ в сказках, так как их великое множество. Слушая сказки, наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, ребёнок во многом формирует для себя картину Мира и учится действовать различным образом.

В конце, хотелось бы сделать вывод: Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Комбинируя разные приёмы при чтении сказок можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с которыми он может столкнуться во взрослой жизни. А также сказки способны научить ребёнка взаимодействовать с миром и другими людьми. Научившись рассказывать, пересказывать, сочинять, дополнять, творчески мыслить ребёнок будет развиваться как личность. Сказка является одним из важнейших средств формирования личности.

Используемая литература:

1. Куррикулум раннего образования.

2. Л. Ф. Обухова. Детская (возрастная) психология.

3. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника // Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.

4. Экологические сказки. / Сост. Фадеева Г. А. - Волгоград: Учитель, 2004.

5 Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : - «Линка-пресс», 2002

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Роль сказки в развитии личности ребёнка»
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 09:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД