Получи документы

Конспект занятия «Русская печка — всему дому голова»

Наталья Старикович
Конспект занятия «Русская печка — всему дому голова»

Сегодня отправимся в путешествие в далекое прошлое. Как вы думаете, на чем можно поехать? (ответы детей). Предлагаю отправиться на машине времени. Давайте скажем волшебные слова.

РА – РА – РА – в путешествие пора

НУ –НУ – НУ – я отправлюсь в старину

ЧУ – ЧУ – ЧУ – очень много знать хочу

(девочкам положить платки на плечи)

Вот мы с вами и оказались в деревне, в русской избе. Что мы видим в центре избы? (печь).

Каждый из вас видел печь на картинке, а кто-нибудь видел настоящую печь в избе? (Ответы детей.)

В старину была поговорка: «Начать от печки». Может быть, кто-нибудь знает, что она обозначала? (Ответы детей.)

«Начать от печки» — это значит начать с самого начала, потому что дом обустраивать начинали со строительства печки. Печь занимала почетное место в доме.

— Каждый человек мог сложить печь или для этого существовали специальные люди? (Предположения детей.)

Да, сложить хорошую печь — дело непростое и только специалист — печник мог сделать эту ответственную работу. Хороший печник славился, мог переходить из деревни в деревню, и люди почитали за честь, если печник приходил в их дом. Обидеть печника, не накормить его или, не дай Бог, не заплатить за работу, считалось, чуть ли не грехом.

— Как вы думаете, если печь сложит плохой печник, что будет? (Предположения детей.)

Печь будет дымить и плохо держать тепло. А хорошо сложенная печь долго держала тепло и обогревала помещение целые сутки. Пора и нам за дровами сходить.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопаем руками.

За дровами мы идем

И пилу с собой несём (ходьба).

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, (делают движения, повторяющие движения пильщиков)

Много надо напилить.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки, («колют дрова»)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём, (наклоны)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда (садятся на стульчики)

Итак, печь обогревала дом.

— А для чего еще нужна была печь? (Предположения детей.)

— Попробуйте сами догадаться, для чего еще нужна была печь. (Предположения детей.)

Вы правильно сказали, что в печи готовили еду, пекли хлеб. В печке есть одно большое отверстие, в которое ставят еду. Оно называется устье.

— Что хозяйка ставит в устье печи? (Горшок с едой.)

Да, это горшок, но он не глиняный, а из металла, чугуна. Поэтому его называют чугунок.

— Чем чугунок отличается от кастрюли? (У него нет ручек.)

— А как же хозяйка ставит чугунок в печь, если у него нет ручек? (Ответы детей.)

Для того, чтобы поставить горшок в печь, пользовались специальным приспособлением. Называется он ухват, от слова хватать. Это длинная ручка, на конце которой находится металлическое полукольцо. Посмотрите, возле печки стоит несколько ухватов.

— Как выдумаете, зачем хозяйке так много ухватов? (Для разных чугунков, потому что они все разных размеров.)

Обратите внимание, хозяйка ставит ухват с чугунком на специальные колесики.

— Как вы думаете, для чего? (На длинной ручке очень тяжело удержать чугунок, а колесики помогают поставить его в печь.)

Некоторые из вас заметили старенького дедушку, который спит на печи. А почему на печке и около нее спали? (Потому что там было тепло.)

— А для чего служит верхняя часть печки? Вы видите там различные мешки, корзину? (Там хранили крупу, сухие грибы, травы.)

А еще в печи мылись и парились.

— Как же мылись и парились в печи? (Предположения детей.)

После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед, чтобы не задохнуться и вовремя вылезти, и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником.

Посмотрите на иллюстрацию. В боковой стене печи сделаны небольшие углубления.

— Как вы думаете, для чего они нужны? (Предположения детей.)

В них обычно сушили мокрые рукавицы, мелкие щепки — лучину, которой разжигали печь.

Печь очень любили, относились к ней, как к живому существу. Говорили о ней только самые добрые слова. В русском языке много разных поговорок и пословиц о печи.

— Как вы понимаете поговорку: «Печь нам, как мать родная!». (Рассуждения детей.)

То есть, печь, как мама, давала людям тепло, мыла их и кормила.

— Почему люди говорили: «На печи все красное лето»? (Потому что на печи всегда тепло, в любое время года, стоит только ее растопить.)

— К печи относились, как родной матери. А как это? (С любовью, заботливо, уважительно, бережно.)

К печке относились с уважением. Грехом считалось класть в печь что-нибудь грязное, плевать на печь и даже ругаться там, где стояла печь. На ночь в печи оставляли полено и горшок с водой, чтобы у печи было, что есть и пить.

Сегодня мы с вами узнали о самом главном и необходимом в доме в древней Руси. Что же это? (Печь.)

— Какое место занимала печь в доме? (Почетное.)

— Почему?

— Вспомните, какие же профессии были у печки. (Ответы детей.)

Да, печь обогревала дом, в печи готовили еду, пекли хлеб, на печи спали, на печи сушили разные травы, на печи можно было посушить мокрые вещи, в печке даже мылись. Вот сколько профессий было у печки.

— Вспомните, как люди относились к печке? (Ответы детей.)

— А кто запомнил, как называется посуда, в которой готовили в печи? (Чугунок.) А приспособление, с помощью которого чугунок задвигал в печь? (Ухват.)

А сейчас нам пора возвращаться в нашу группу. Вот мы и вернулись, а теперь приготовите карандаши и нарисуйте русскую печь.

Выставка работ детей.

Какие замечательные печки вы нарисовали! Все молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия ко Дню науки «Юные ботаники. Хлеб — всему голова»Конспект занятия ко Дню науки «Юные ботаники. Хлеб — всему голова» Цель: закрепить знания детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Задачи: 1. Ознакомление со строением растения (колоса).

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группеКонспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группе "Хлеб- всему голова!"Конспект занятия в старшей группе. Задачи: -закреплять представления детей о процессе выращивания хлеба и изготовления.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова!»Конспект занятия «Хлеб — всему голова!» Цель: Формирование у детей представления о процессе выращивания и приготовлении хлеба. Задачи: - Сформировать представления о труде хлебороба.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русская печка — всему дому голова»
Опубликовано: 21 мая 2025 в 13:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Русская печка — всему дому голова»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Старикович (УИ 142232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных