Наталья Старикович
Конспект занятия «Русская печка — всему дому голова»
Сегодня отправимся в путешествие в далекое прошлое. Как вы думаете, на чем можно поехать? (ответы детей). Предлагаю отправиться на машине времени. Давайте скажем волшебные слова.
РА – РА – РА – в путешествие пора
НУ –НУ – НУ – я отправлюсь в старину
ЧУ – ЧУ – ЧУ – очень много знать хочу
(девочкам положить платки на плечи)
Вот мы с вами и оказались в деревне, в русской избе. Что мы видим в центре избы? (печь).
Каждый из вас видел печь на картинке, а кто-нибудь видел настоящую печь в избе? (Ответы детей.)
В старину была поговорка: «Начать от печки». Может быть, кто-нибудь знает, что она обозначала? (Ответы детей.)
«Начать от печки» — это значит начать с самого начала, потому что дом обустраивать начинали со строительства печки. Печь занимала почетное место в доме.
— Каждый человек мог сложить печь или для этого существовали специальные люди? (Предположения детей.)
Да, сложить хорошую печь — дело непростое и только специалист — печник мог сделать эту ответственную работу. Хороший печник славился, мог переходить из деревни в деревню, и люди почитали за честь, если печник приходил в их дом. Обидеть печника, не накормить его или, не дай Бог, не заплатить за работу, считалось, чуть ли не грехом.
— Как вы думаете, если печь сложит плохой печник, что будет? (Предположения детей.)
Печь будет дымить и плохо держать тепло. А хорошо сложенная печь долго держала тепло и обогревала помещение целые сутки. Пора и нам за дровами сходить.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.
За дровами мы идем
И пилу с собой несём (ходьба).
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, (делают движения, повторяющие движения пильщиков)
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки, («колют дрова»)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём, (наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда (садятся на стульчики)
Итак, печь обогревала дом.
— А для чего еще нужна была печь? (Предположения детей.)
— Попробуйте сами догадаться, для чего еще нужна была печь. (Предположения детей.)
Вы правильно сказали, что в печи готовили еду, пекли хлеб. В печке есть одно большое отверстие, в которое ставят еду. Оно называется устье.
— Что хозяйка ставит в устье печи? (Горшок с едой.)
Да, это горшок, но он не глиняный, а из металла, чугуна. Поэтому его называют чугунок.
— Чем чугунок отличается от кастрюли? (У него нет ручек.)
— А как же хозяйка ставит чугунок в печь, если у него нет ручек? (Ответы детей.)
Для того, чтобы поставить горшок в печь, пользовались специальным приспособлением. Называется он ухват, от слова хватать. Это длинная ручка, на конце которой находится металлическое полукольцо. Посмотрите, возле печки стоит несколько ухватов.
— Как выдумаете, зачем хозяйке так много ухватов? (Для разных чугунков, потому что они все разных размеров.)
Обратите внимание, хозяйка ставит ухват с чугунком на специальные колесики.
— Как вы думаете, для чего? (На длинной ручке очень тяжело удержать чугунок, а колесики помогают поставить его в печь.)
Некоторые из вас заметили старенького дедушку, который спит на печи. А почему на печке и около нее спали? (Потому что там было тепло.)
— А для чего служит верхняя часть печки? Вы видите там различные мешки, корзину? (Там хранили крупу, сухие грибы, травы.)
А еще в печи мылись и парились.
— Как же мылись и парились в печи? (Предположения детей.)
После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед, чтобы не задохнуться и вовремя вылезти, и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником.
Посмотрите на иллюстрацию. В боковой стене печи сделаны небольшие углубления.
— Как вы думаете, для чего они нужны? (Предположения детей.)
В них обычно сушили мокрые рукавицы, мелкие щепки — лучину, которой разжигали печь.
Печь очень любили, относились к ней, как к живому существу. Говорили о ней только самые добрые слова. В русском языке много разных поговорок и пословиц о печи.
— Как вы понимаете поговорку: «Печь нам, как мать родная!». (Рассуждения детей.)
То есть, печь, как мама, давала людям тепло, мыла их и кормила.
— Почему люди говорили: «На печи все красное лето»? (Потому что на печи всегда тепло, в любое время года, стоит только ее растопить.)
— К печи относились, как родной матери. А как это? (С любовью, заботливо, уважительно, бережно.)
К печке относились с уважением. Грехом считалось класть в печь что-нибудь грязное, плевать на печь и даже ругаться там, где стояла печь. На ночь в печи оставляли полено и горшок с водой, чтобы у печи было, что есть и пить.
Сегодня мы с вами узнали о самом главном и необходимом в доме в древней Руси. Что же это? (Печь.)
— Какое место занимала печь в доме? (Почетное.)
— Почему?
— Вспомните, какие же профессии были у печки. (Ответы детей.)
Да, печь обогревала дом, в печи готовили еду, пекли хлеб, на печи спали, на печи сушили разные травы, на печи можно было посушить мокрые вещи, в печке даже мылись. Вот сколько профессий было у печки.
— Вспомните, как люди относились к печке? (Ответы детей.)
— А кто запомнил, как называется посуда, в которой готовили в печи? (Чугунок.) А приспособление, с помощью которого чугунок задвигал в печь? (Ухват.)
А сейчас нам пора возвращаться в нашу группу. Вот мы и вернулись, а теперь приготовите карандаши и нарисуйте русскую печь.
Выставка работ детей.
Какие замечательные печки вы нарисовали! Все молодцы!