Ольга Пономарева
Конспект занятия по знакомству с декоративными промыслами «Секреты чудной старины… В гостях у Забавушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с декоративными промыслами : Гжель, Хохлома, Дымка, через погружение в быт народных умельцев.
Образовательные задачи: Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Хохлома, Гжель).
Публикация «Конспект занятия по знакомству с декоративными промыслами „Секреты чудной старины… В гостях у Забавушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Развивающие задачи: Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать творческие способности.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.
Оборудование и материалы: предметы декоративно-прикладного искусства, групповое помещение оформленное как старинная изба (далее используется как мини-музей).
Воспитатель:
«Здравствуйте, детки. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Забавушка. Я живу за полями, за лесами, за высокими горами. Приглашаю вас ко мне в гости : пешком идти далеко, давайте запрягайте-ка коней, да помчимся веселей».
Конь меня в дорогу ждёт.
Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой
Быстро на коня вскочу,
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой,
Помашу тебе рукой.
Вот вы и очутились у меня в гостях. Посмотрите, мы попали в настоящую избу.
- Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
А вы знаете, кто такие мастера? (Люди, которые умеют что-то хорошо делать своими руками)
В старину летом всегда было много работы. Взрослые трудились с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А зимой, когда мороз сковывал землю холодом, на улице темнело рано, люди много времени проводили дома. Телевизоров, компьютеров тогда не было. И люди находили себе разные занятия : кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки, расписывал подносы. Каждое село славилось своими мастерами, своим искусством. И от названия села получал название и вид декоративно-прикладного искусства.
Давайте посмотрим на работу народных умельцев.
Послушайте стихотворение и отгадайте, о чем речь:
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
О чем речь?. Верно. Дымковская игрушка. Вот эта полка.
Рассказ о дымке: Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
А вам нравятся эти игрушки? ….
В любой порядочной избушке,
Есть место дымковской игрушке!
Какие чудные зверюшки!
Лошадки, курочки, индюшки!
У барыни на коромысле ведёрки синие повисли.
А у другой румяной пышки под боком милые детишки!
В: Дымковская игрушка, почему же она так называется?
Дети: потому что она из седа Дымково
В: что изображают эти игрушки?
Дети: дымковские игрушки изображают людей и животных
В: из чего сделаны эти игрушки?
Дети: эти игрушки сделаны из глины, затем их обжигают в печи
В: какие элементы использовали умельцы в этой росписи?
Дети: волнистые линии, геометрические фигуры, горошины.
Эти игрушки дарили детям для игр, а некоторые несли продавать на ярмарку. Ну а какая же ярмарка без карусели? Давайте и мы сыграем с вами. Беритесь одной рукой за ленту и начинаем кружиться проговаривая слова:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
В: Молодцы! Давайте поговорим о следующем промысле.
Хохлома, хохлома!
Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюда –
Золотая вся посуда!
В: вот у нас расположилась хохлома, почему её называют золотой?
Д: потому что много жёлтого цвета
В: а ещё какие цвета используют хохломские мастера?
Дети: чёрный, красный, зелёный
В: что расписывают этой росписью?
Дети: посуду, мебель
В: Из чего сделаны эти изделия?
Дети: из дерева липы
В: какие элементы присутствуют в этой росписи?
Дети: ягодки, листочки, завиточки
В: правильно, дети, и это называется растительный орнамент, потому что он берётся из природы
В: дети, а посмотрите, какие красивые ложки хохломские! А вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и стало это искусством. Но в последствии, появились ложкари. А кто же это такие? Это не те, которые их изготовляет, а которые играют на них и с ними танцуют! А ну, ребята, взяли ложки! Давайте попробуем сыграть на них! Постучим ими, послушайте, как ложки красиво звучат!
Хорошо повеселились, давайте ложки соберем и рассмотрим следующий промысел.
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Гду же у нас эта сине-белая посуда? …. Правильно. А кто знает, как она называется?. Гжель! Из села Гжель.
В: Чем же эта роспись отличается от других росписей, как вы её узнали?
Дети: всего два цвета: белый и синий!
В: Что обычно расписывают этой росписью?
Дети: гжелью обычно расписывают посуду или фарфоровые фигурки
.
Если в Гжели вы бывали,
То посуду там видали,
Что за синие просторы!
И картины, и узоры!
Молодцы. Двайте присядем к столу и выполним задание. Перед вами карточки, каждая из них разрезана на несколько частей. Постарайтесь их собрать. У вас получатся картинки тех, промыслов, о которых мы сегодня говорили. Что же за промыслы вы собрали?
Хорошо. Вам понравилось наше путешествие? Замечательно. Значит я буду снова ждать вас в гости, чтобы познакомить с новыми промыслами. А сейчас нам пора возвращаться.
Садимся на коней:
«Мы поедем на лошадке
По дорожке ровной, гладкой
Но – но, но – но
Ты вези нас далеко».
Сюрпризный момент:
Как любая хозяйка, я не могу оставить своих гостей голодными. Присаживайтесь к столу, я угощу вас картошечкой из печи. А потом будем пить чай с баранками. … Приятного аппетита.
…Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворить руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”
Буду рада снова видеть вас в гостях! До свидания!